Гортань вокалиста упражнения для гортани

Гортань вокалиста упражнения для гортани thumbnail

Улучшить свой голос гораздо легче, чем кажется. В подборке представлены элементарные упражнения, которые помогут открыть и настроить его, а также сделать более сильным и красивым.

Хорошо поставленный голос нужен не только профессиональным вокалистам. Он необходим любому, кто хочет получать максимальный эффект от коммуникации.

Ведь голос человека может влиять на слушателей в два раза сильнее, чем сам смысл его сообщения. Кроме того, люди с приятными голосами воспринимаются окружающими как более успешные и привлекательные.

В этой статье вы найдёте упражнения, после выполнения которых начнёте звучать великолепно.

Чтобы открыть голос

Ваш голос на самом деле может быть не вашим. Причина — в зажимах или неправильном способе говорения (например, на одних связках). Представленные ниже упражнения помогут справиться с этими проблемами и раскрыть ваш истинный природный голос.

Звукорежиссёр

Сначала поймите, как вас слышат окружающие. Для этого можно имитировать студию звукозаписи. Ваша левая ладонь будет наушником — прижмите её «ракушкой» к левому уху; правая будет микрофоном — держите её у рта на расстоянии нескольких сантиметров. Начинайте пробу: считайте, произносите разные слова, играйте со звуком. Выполняйте это упражнение по 5–10 минут в течение девяти дней. За это время вы поймёте, как действительно звучит ваш голос, и сможете его улучшить.

Кью-икс

Чтобы открыть голос, нужно освободить горло и передать основную работу губам и диафрагме. Для этого произносите слоги «кью-икс». На «кью» округляйте губы, на «икс» — растягивайте их в широкой улыбке. После 30 повторений попробуйте произнести небольшую речь. Вы почувствуете, что связки меньше напрягаются, а губы лучше выполняют ваши команды.

Зевок

Самый простой способ расслабить мышцы гортани — хорошенько зевнуть. Выполняйте это простое упражнение по 5 минут в день, и вы заметите, как блоки и зажимы в голосе исчезают.

Выдох-стон

Это упражнение поможет раскрыть естественное звучание вашего голоса. Суть его сводится к тому, чтобы озвучить свой выдох.

Положение: ноги стоят на полу, челюсть приоткрыта и расслаблена. Начинайте вдыхать воздух, а на выдохе издавать любой звук. Делайте это без каких-либо усилий — если всё правильно, у вас должен получиться стон.

При верном выполнении упражнения звук идёт из солнечного сплетения. Именно оттуда и нужно говорить, чтобы голос был объёмным и выразительным.

Чтобы сделать голос приятным

Следующие упражнения сделают ваш голос более благозвучным.

Три улыбки

Это упражнение выполняется так же, как предыдущее, но с соблюдением правила трёх улыбок. Улыбнитесь ртом, лбом и представьте улыбку в районе солнечного сплетения. После этого начинайте выдыхать со звуком. Всего 5 минут в день — и ваш голос начнёт звучать более приятно и доверительно.

Упражнение йогов

Данную тренировку практикуют индийские йоги, чтобы добиться глубокого и красивого голоса.

Положение: стоя, ноги на ширине плеч. Сначала сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов, затем — глубокий вдох и резкий выдох со звуком «ха-а». Выдох должен быть максимально полным и громким. Корпус при этом можно слегка переместить вперёд.

Протяжные слоги

Глубоко вдохните, а на выдохе произнесите протяжно «бом-м», «бим-м», «бон-н». Тяните последние звуки как можно дольше. В идеале должна возникнуть вибрация в районе верхней губы и носа.

Похожее упражнение можно делать со слогами «мо-мо», «ми-ми», «му-му», «мэ-мэ». Но в этом случае сначала произнесите их кратко, а уже потом протяжно.

Оба упражнения лучше делать каждое утро по 10 минут. Они не только сделают голос приятнее, но и помогут укрепить голосовые связки.

Длинный язык

Высуньте язык. Сначала направьте его вниз как можно дальше, пытаясь достать до подбородка. Сохраняя это положение, наклоните голову вниз. Затем потянитесь языком вверх, стараясь достать кончик носа. Голову при этом тоже поднимите как можно выше.

Чтобы сделать голос сильнее

Эти упражнения придадут вашему голосу силу и энергию. Вы начнёте звучать громче и мощнее.

Звуки «и», «э», «а», «о», «у»

Сделайте выдох, затем — глубокий вдох и на втором выдохе произнесите долгий звук «и». Делайте это свободно, до тех пор, пока хватает воздуха. Насильно воздух из лёгких не выдавливайте. Таким же образом произнесите остальные звуки: «э», «а», «о», «у». Выполните три повторения.

Последовательность этих звуков не случайна: они распределены по высоте. Соответственно, «и» — самый высокий (активизирует верхнюю область головы), «у» — самый низкий (задействует низ живота). Если вы хотите сделать голос ниже и глубже, чаще тренируйте звук «у».

Упражнение Тарзана

Выполняйте предыдущее задание, только теперь бейте себя кулаками в грудь, подобно Тарзану. Упражнение призвано наполнить голос энергией и прочистить бронхи, поэтому, если вам захочется откашляться, не останавливайте себя.

Мычание

Это упражнение активизирует работу груди и живота. Выдохните и вдохните. На следующем выдохе начинайте произносить с закрытым ртом звук «м». Выполните три подхода: сначала мычите тихо, затем — на средней громкости и в конце — очень громко.

Рычание

Расслабленный язык поднимите к нёбу и начинайте проговаривать звук «р». Должно получиться «р-р-р», как у трактора. Повторите упражнение три раза, после чего выразительно прочитайте с десяток слов, в которых есть звук «р». Обязательно сопровождайте чтение раскатистым «р».

Простое рычание не только придаст голосу силу и энергичность, но и улучшит дикцию.

Упражнение Шаляпина для настройки голоса

Великий русский певец Фёдор Шаляпин каждое утро тоже начинал с рычания. Но выполнял он его не один, а вместе со своим бульдогом. После тренировки звука «р» Фёдор Иванович начинал лаять на питомца: «ав-ав-ав».

Читайте также:  Боль в ушах при раке гортани

Вы можете повторить шаляпинское упражнение или, если не получается расслабить гортань, заменить его на злодейский театральный смех. Делается это просто. С открытым ртом на выдохе злобно смеётесь: «а-а-а-а-ха-ха-ха-ха-а-а-а-а». Звук должен выходить легко и свободно. Одновременно можно попрыгать и побить себя руками в грудь. Это упражнение мгновенно прочистит голос и подготовит его к работе.

Важно помнить

При выполнении всех упражнений нужно сохранять правильную осанку. Живот должен быть расслаблен, а грудь — выдаваться вперёд. Впрочем, если вы ровно держите спину, эти области тела автоматически займут верное положение.

Источник

Гортань это место , где расположены ваши голосовые связки. Контроль гортани это ключ к хорошему вокалу. Хорошие певцы обычно могут контролировать свою гортань от подъема, когда берут высокие ноты. Если бы они не обладали этой техникой, они не могли бы пользоваться полным вокальным диапазоном.

Шаги

  1. 1

    Узнайте как работает ваш голос.

    • Пробовали ли вы когда-нибудь, сжимая отверстие воздушного шарика, выпускать из него воздух? Воздух, покидая шарик, издает свистящий шум, чем шире отверстие, тем тише и ниже становится шум. Это буквальное отображение того, как работают ваши голосовые связки. Ваши голосовые связки вибрируют, создавая звук, когда через них проходит воздух. Чем выше звук вы хотите издать, тем быстрее должны вибрировать связки.
    • Когда многие певцы пытаются взять высокую ноту, их внешние мышцы шеи будут напрягаться, вызывая срывы, надломы и напряжение в голосе, что у многих вызывает ошибочное суждение, что они не способны петь. Но эта проблема решаема. Петь могут ВСЕ. Если вы способны говорить, значит, сможете и петь, вам просто нужно понять, как работают ваши мышцы. Когда мышцы вокруг гортани напрягаются, гортань поднимается к уровню нижний челюсти, и вам кажется, что это предел вашего диапазона, да и не очень-то комфортно петь с ощущением «комка в горле». Конечно, некоторые певцы способны подниматься выше, используя фальцет. (Когда через голосовые связки пропускается больше воздуха, придавая звуку слегка пищащий оттенок) [Кэти Перри отличный пример певицы использующей фальцет в своем вокале]
    • Гортань поднимается в результате напряжения, которое вызвано вашим ожиданием, что ноту взять не удастся. Состояние ума – огромная часть правильного вокала, расслабленное состояние и уверенность в своих возможностях предотвратит вас от напряжения и беспокойства о приближающейся важной ноте. Так что, прежде всего, будьте спокойны, каждый может контролировать гортань при должной практике.
    • Гортань также может подниматься, если вы «давите». Это касается певцов, которые пытаются усилить звучание верхнего и среднего вольных регистров за счет давление из груди, именно в верхнем регистре самые неопытные вокалисты обычно срываются или давят.
  2. 2

    Чтоб избежать давления на голос, работайте над вокальными регистрами, применяя различные ‘инструменты ‘. ‘Развязный’ тон стянет связки ближе друг к другу, позволяя брать высокие ноты без излишнего давления. (Вспомните Джесси Джей или Ники Минаж) Это одна из техник, которая позволит вам достигать более высоких нот, не поднимая гортань и не переходя на фальцет.

  3. 3

    Попробуйте спеть на зевке. Вспомните оперных певцов. Когда вы так поете, гортань опускается вниз, что позволяет петь выше без излишнего давления. Отличный способ почувствовать, как петь без напряжения.

    • Эти методы не часто используются непосредственно на выступлениях. Но их использование во время тренировок с гаммами позволит вам поймать ощущение пения с опущенной гортанью. Однако, нет правил запрещающих вам использовать эти методы в вашем вокале, как это делали многие певцы.
  4. 4

    Если у вас постоянные проблемы с гортанью, возможно, вам стоит обратиться в одну из школ пения, которые имеют специальные методики работы с гортанью, например ‘SLS’ или ‘Singing success’

  5. 5

    Работа с гортанью это важная составляющая вашего вокала, которую надо освоить, однако, она не единственная. Другие техники могут изменять звук вашего вокала по вашему предпочтению. (резонанс и дикция)

  6. 6

    Если у вас маленький диапазон, и вы испытываете трудности с его расширением, попробуйте позаниматься с преподавателем. Но не бросайте пение. В мире миллионы вокалистов различного типа начиная от Паваротти до Джона Леннона, Мадонны и Элвиса. Если б кто-то из них решил бы бросить пение из-за того, что не звучал, как остальные разве мы б не скучали по кому-то из них. Если вы способны говорить, значит, способны петь, если способны петь, значит, способны улучшать свой вокал.

  7. 7

    Продолжайте петь, развивайте свой голос и свой собственный стиль, и получайте удовольствие.

  8. 8

    Музыка это карьера позволяющая радость! Не лишайте себя этой радости, волнуясь о своем вокале.

    • Помните, ПЕТЬ МОЖЕТ КАЖДЫЙ, если вкладывать в это все старания.

Предупреждения

  • Если чувствуете боль при пении, используя вышеуказанные упражнения, немедленно остановитесь.
  • Не забывайте! Пойте аккуратно, не кричите.
  • Излишнее давление на связки – главная причина болезней голоса.
  • Воспользуйтесь услугами учителя по вокалу, чтоб они оценили ваш вокал.

Что вам понадобится

  • Умение говорить. Если можете говорить, сможете и петь.

Об этой статье

Эту страницу просматривали 10 891 раз.

Была ли эта статья полезной?

Источник

Упражнения для гортани и связок, для расширения диапазона голоса.

Составитель: Макаренко Ю. С., педагог дополнительного образования.

  1. С закрытым ртом, на улыбке (уголки губ приоткрыты) произносить скороговорки или стихи: наша Таня громко плачет, Пришел Прокоп и т.д.
  2. С широко открытым ртом, язык упирается в твердое нёбо, медленно произносить: Маланья-болтунья болтала молоко, да не выболтала.
  3. Лягушка: гортанью пульсировать слог ЫС.
  4. Этажи: с показом рукой ступенек произносить слово «Топ» постепенно повышая интонацию до самого верхнего звука диапазона голоса, затем также вниз.
  5. «Чудо-лесенка». Каждую последующую фразу дети произносят, повышая тон голоса:

Чу-до-ле-сен-кой-ша-га-ю,

Вы-со-ту-я-на-би-ра-ю:

Шаг-на-го-ры,

Шаг-на-ту-чи…

 А-подъ-ем-все-вы-ше, кру-че…

Не-ро-бе-ю, петь хо-чу,

Пря-мо к солн-цу-я-ле-чу!

  1. «Самолет». В правой руке дети держат воображаемый игрушечный самолет. Он то набирает высоту, то плавно опускается, то снова резко взмывает к небу, то делает «мертвую петлю», наконец приземляется на аэродроме. Движения руки сопровождаются тянущимся звуком УУУ. Голос следует за движением самолета то вверх, то вниз
  2. «Бензопила»: в нижнем регистре скрипим связками, затем глиссандо вверх до самого верхнего звука диапазона, затем вниз до самого нижнего звука. Сначала упражнение делается с закрытым ртом на звук «М», второй раз – на звук «А».
  3. «Капризная девочка» (для развития головного регистра): капризным голосом произносить фразу «Я не хочу эту конфету» в высоком регистре.
  4. «Малыши-жирафики». 

Малыши жирафики

Надевали шарфики

Голосом пропевают звук «у» сверху вниз и показывают длину шеи.

Крошки бегемотики

Надевали ботики

Уфф,уфф,уфф,уфф (движениями показывают, что надевают боты).

А упрямый крокодил

Без пальто гулять ходил

Хлопают себя по плечам на звук «брр».

Простудился, лег в кровать

И таблетки стал жевать

Цокают языком

  1. «Три медведя». Разыграйте по ролям фрагмент сказки «Три медведя»: «Кто сидел на моем стуле?» — и попросить ребенка произнести ее от лица каждого из медведей. Обратите внимание ребенка на различие в голосовых интонациях (у Мишутки  – высокий, у медведицы – средний,  у медведя – низкий).
  2. Пригорки. I вариант. Ребятам нужно сказать: «Представьте, что мы идем по пригоркам, чтобы подняться на вершину горы, но, чтобы добраться до вершины, надо пройти все пригорки. Их девять, и все надо посчитать вслух: один, два, три… до девяти. Нужно не просто считать, но и повышать голос с каждым следующим пригорком. Чем выше пригорок, тем выше голос».

II вариант. Это своего рода «перевертыш» первого варианта.  Спускаемся» с вершины к подножию горки, где стоит наш дом. С горки можно бежать на счет: девять, восемь, семь… до слова «один».

III вариант. Дети работают в паре. Один ребенок «идет» по горе вверх, чтобы встретиться с другом, и считает от одного до девяти, повышая голос с каждой цифрой – «пригорком». Другой ребенок должен «спуститься» вниз и посчитать в обратном порядке от девяти до одного, начиная громко и постепенно понижая голос. Это упражнение не только помогает детям в умении работать над интонацией, четкостью и выразительностью речи, но и учит концентрировать, а затем и распределять внимание при работе с партнером.

12. «Два парохода». Соединять с показом (большой, маленький, обиделся и т.д.)

Встретились два парохода:

Один большой-пребольшой,

Другой маленький-премаленький.

Большой спрашивает маленького:

 «Почему ты такой маленький»?? ууАА??

Маленький обиделся:

«И ничего я не маленький!» УУаа!

Показать большой,

Показать маленький

Удивленно развести руками

(глиссандо от нижнего звука к верхнему, на АА рот широко открыть)

Обиженно,

(глиссандо от верхнего звука (УУ) до нижнего (АА), на звук А – рот широко открыт).

  1. Для разработки корня языка:
     а) кашляем как старички – Кха – кха – кха;
     б)  постреляем пальцем, прицеливаясь в мишень – Кх – кх – кх;
     в)  застряла в горле рыбная косточка – Кхх – кхх – кхх;
     г)  кричит ворона – Кар – кар – кар.

д) «Крик ослика «- Й – а, й -а, й – а (интонация резко падает сверху вниз);
 е) «Крик в лесу» -А-у, а-у, а-у( интонация снизу вверх);
 ж) «Крик чайки» – А! А! А! (интонация резко падает сверху вниз и снизу вверх)

  1. «Динозаврик»

Четыре динозаврика, ура, ура, ура!
Мы любим петь и танцевать, тарам-па-ра-ра-ра!
Смешные мы, хорошие, мы любим пошалить!
И мы все время заняты, нам некогда грустить!

Дети голосом “рисуют” динозаврика, используя последовательность: “У-о-а-ы-и-скрип!”

  1.  «Волчонок учится показывать зубы» (Т. В. Охомуш):

1 вариант: выдвигается вперед нижняя челюсть, зубы оказываются над верхней губой, пропевается звук «В» на любой высоте. Это упражнение снимает зажим с нижней челюсти и гортани.

2 вариант: выдвигается верхняя челюсть, зубы над нижней губой, ноздри расширены, пропевается звук «В», упражнение помогает петь, чувствуя мышцы спины. 

Упражнения Ирины Цукановой:

  1.  Вау-вау: широко улыбнуться, шепотом произносить на выдохе вау-вау-вау-вау.
  2. «Курочка». Начинать с расщепления (скрип связками внизу), подъем до среднего регистра: Ко-ко-ко и снова вниз до скрипа. Руки согнуты в локтях, изображать хлопанье крыльев.
  3.  Хэй. Работа в паре: взяться за руки, произносить Хэй-хэй (звук в твёрдое нёбо) в быстром темпе в нижнем регистре, и тянуть руки напарника на себя с усилием, затем произносить все выше и выше.
  4.  Звук «ГХА» – открыть рот квадратно, вдохнуть и на выдохе произнести ГХА с придыхание, но не сипло.
  5. Саша-Маша. Раскрыть рот горизонтально, и с придыханием произнести Саша, Маша – медленно.
  6. «Хроматизмы». На звуки ГХА петь хроматическую гамму до 3 октавы вверх и вниз до крайних звуков диапазона, внизу рот еще больше открыть вниз.

Источник

õÐÒÁÖÎÅÎÉÑ ÄÌÑ ÕËÒÅÐÌÅÎÉÑ ÇÏÒÌÁ, ÓÎÑÔÉÑ ÎÁÐÒÑÖÅÎÉÑ – ÎÁÒÕÛÅÎÉÅ ÇÏÌÏÓÁ

ìÏÛÁÄËÁ”. ðÏÃÏËÁÊÔÅ ÑÚÙËÏÍ ÇÒÏÍËÏ É ÂÙÓÔÒÏ × ÔÅÞÅÎÉÅ 10-30 ÓÅË.
“÷ÏÒÏÎÁ”. ðÒÏÉÚÎÏÓÉÔÅ “ëÁ – ÁÁ – ÁÁ – ÁÒ”. óÍÏÔÒÉÔÅ ÐÒÉ ÜÔÏÍ × ÚÅÒËÁÌÏ. ðÏÓÔÁÒÁÊÔÅÓØ ËÁË ÍÏÖÎÏ ×ÙÛÅ ÐÏÄÎÑÔØ ÍÑÇËÏŠΣÂÏ É ÍÁÌÅÎØËÉÊ
ÑÚÙÞÏË. ðÏ×ÔÏÒÉÔÅ 6-8 ÒÁÚ. ðÏÐÒÏÂÕÊÔÅ ÐÏ×ÔÏÒÉÔØ ÜÔÏ ÂÅÚÚ×ÕÞÎÏ.

“ëÏÌÅÞËÏ”. îÁÐÒÑÖÅÎÎÏ ÓËÏÌØÚÑ ËÏÎÞÉËÏÍ ÑÚÙËÁ ÐÏ Î£ÂÕ, ÓÔÁÒÁÊÔÅÓØ ÄÏÔÑÎÕÔØÓÑ ÄÏ ÍÁÌÅÎØËÏÇÏ ÑÚÙÞËÁ. äÅÌÁÊÔÅ ÜÔÏ Ó ÚÁËÒÙÔÙÍ ÒÔÏÍ. ðÏ×ÔÏÒÉÔÅ ÎÅÓËÏÌØËÏ ÒÁÚ.

“ìÅ×”. äÏÔÑÎÉÔÅÓØ ÑÚÙËÏÍ ÄÏ ÐÏÄÂÏÒÏÄËÁ. ðÏ×ÔÏÒÉÔÅ ÎÅÓËÏÌØËÏ ÒÁÚ.
“úÅ×ÏÔÁ”. úÅ×ÏÔÕ ÌÅÇËÏ ×ÙÚ×ÁÔØ ÉÓËÕÓÓÔ×ÅÎÎÏ. ÷ÏÔ É ×ÙÚÏ×ÉÔÅ ÎÅÓËÏÌØËÏ ÒÁÚ ÐÏÄÒÑÄ × ËÁÞÅÓÔ×Å ÇÉÍÎÁÓÔÉËÉ ÄÌÑ ÇÏÒÌÁ. úÅ×ÁÊÔÅ Ó ÚÁËÒÙÔÙÍ ÒÔÏÍ, ËÁË ÂÙ ÓËÒÙ×ÁÑ ÚÅ×ÏÔÕ ÏÔ ÏËÒÕÖÁÀÝÉÈ.
“ôÒÕÂÏÞËÁ”. ÷ÙÔÑÎÉÔÅ ÇÕÂÙ ÔÒÕÂÏÞËÏÊ. ðÏ×ÒÁÝÁÊÔÅ ÉÍÉ ÐÏ ÞÁÓÏ×ÏÊ ÓÔÒÅÌËÅ É ÐÒÏÔÉ× ÞÁÓÏ×ÏÊ ÓÔÒÅÌËÉ, ÐÏÔÑÎÉÔÅÓØ ÇÕÂÁÍÉ
ÄÏ ÎÏÓÁ, ÐÏÔÏÍ – ÄÏ ÐÏÄÂÏÒÏÄËÁ. ðÏ×ÔÏÒÉÔØ 6-8 ÒÁÚ.
“óÍÅÈ”. ÷Ï ×ÒÅÍÑ ÓÍÅÈÁ ÐÏÌÏÖÉÔÅ ÌÁÄÏÎØ ÎÁ ÇÏÒÌÏ, ÐÒÏÞÕ×ÓÔ×ÕÊÔÅ, ËÁË ÎÁÐÒÑÖÅÎÙ ÍÙÛÃÙ. ðÏÄÏÂÎÏÅ ÎÁÐÒÑÖÅÎÉÅ ÍÏÖÎÏ ÏÝÕÝÕÔÉÔØ ÐÒÉ ×ÙÐÏÌÎÅÎÉÉ ×ÓÅÈ ÐÒÅÄÙÄÕÝÉÈ ÕÐÒÁÖÎÅÎÉÊ. óÍÅÈ ÍÏÖÎÏ ×ÙÚ×ÁÔØ É ÉÓËÕÓÓÔ×ÅÎÎÏ, ×ÅÄØ Ó ÔÏÞËÉ ÚÒÅÎÉÑ ÒÁÂÏÔÙ ÍÙÛà ÎÅ ÉÍÅÅÔ ÚÎÁÞÅÎÉÑ ÓÍÅ£ÔÅÓØ ×Ù ÐÏ-ÎÁÓÔÏÑÝÅÍÕ ÉÌÉ ÐÒÏÓÔÏ ÐÒÏÉÚÎÏÓÉÔÅ “ÈÁ-ÈÁ-ÈÁ”. éÓËÕÓÓÔ×ÅÎÎÙÊ ÓÍÅÈ ÂÙÓÔÒÏ ÐÒÏÂÕÄÉÔ ÐÒÉÐÏÄÎÑÔÏÅ ÎÁÓÔÒÏÅÎÉÅ.
þÁÓÔÏ ÐÒÁ×ÉÌØÎÏÍÕ ÐÅÎÉÀ ÍÅÛÁÀÔ ÍÙÛÅÞÎÙÅ ÚÁÖÉÍÙ, ÉÚÌÉÛÎÅÅ ÎÁÐÒÑÖÅÎÉÅ ÏÔÄÅÌØÎÙÈ ÇÒÕÐÐ
ÍÙÛÃ, ÉÈ ÄÉÓËÏÏÒÄÉÎÁÃÉÑ. ðÒÅÄÌÁÇÁÅÍÙÅ ÕÐÒÁÖÎÅÎÉÑ ÐÏÍÏÇÕÔ ÐÒÁ×ÉÌØÎÏ ÏÒÇÁÎÉÚÏ×ÁÔØ ÒÁÂÏÔÕ ÍÙÛÃ. ðÒÅÖÄÅ ×ÓÅÇÏ ÓÌÅÄÕÅÔ ÐÏÚÁÂÏÔÉÔØÓÑ Ï ÐÒÁ×ÉÌØÎÏÊ ÏÓÁÎËÅ: ÓÐÉÎÁ ÐÒÑÍÁÑ, ÐÌÅÞÉ ÒÁÓÐÒÁ×ÌÅÎÙ É ÏÐÕÝÅÎÙ ×ÎÉÚ, ÇÏÌÏ×Á ÎÁÈÏÄÉÔÓÑ × ÓÒÅÄÎÅÍ ÐÏÌÏÖÅÎÉÉ. îÅ ÚÁÄÉÒÁÊÔÅ ÇÏÌÏ×Õ ××ÅÒÈ – ÜÔÏ ÉÚÌÉÛÎÅ ÎÁÐÒÑÇÁÅÔ ÇÏÒÔÁÎØ É ÇÏÌÏÓÏ×ÙÅ Ó×ÑÚËÉ. òÁÂÏÔÁÊÔÅ ÒÉÔÍÉÞÎÏ.

õÐÒÁÖÎÅÎÉÅ 1
ûÅÑ ÒÁÓÓÌÁÂÌÅÎÁ. íÑÇËÉÅ Ä×ÉÖÅÎÉÑ ÇÏÌÏ×Ù ÐÏ ËÒÕÇÕ × ÐÒÁ×ÕÀ É ÌÅ×ÕÀ ÓÔÏÒÏÎÙ.

õÐÒÁÖÎÅÎÉÅ 2
íÑÇËÏ ÏÐÕÓËÁÅÍ ÎÉÖÎÀÀ ÞÅÌÀÓÔØ ×ÎÉÚ , ÚÁÔÅÍ ×ÏÚ×ÒÁÝÁÅÍ ÎÁ ÍÅÓÔÏ. ÷ÙÐÏÌÎÑÔØ ÍÑÇËÏ, ÏÓÔÏÒÏÖÎÏ. ðÒÁ×ÉÌØÎÏÅ ÐÏÌÏÖÅÎÉÅ ÎÉÖÎÅÊ ÞÅÌÀÓÔÉ ÍÏÖÎÏ ÎÁÊÔÉ, ÏÔËÒÙ× ÒÏÔ ÎÁ ÍÁËÓÉÍÁÌØÎÕÀ ÛÉÒÉÎÕ, Á ÚÁÔÅÍ ÎÅÍÎÏÇÏ ÏÓÌÁÂÉ× ÍÙÛÃÙ.

õÐÒÁÖÎÅÎÉÅ 3
çÕÂÙ ×ÙÔÑÎÕÔÙ × ÔÒÕÂÏÞËÕ, ×ÙÐÏÌÎÑÀÔ Ä×ÉÖÅÎÉÑ ×ÌÅ×Ï-×ÐÒÁ×Ï, ×ÒÁÝÅÎÉÑ ÐÏ ËÒÕÇÕ ×ÐÅÒÅÄ-ÎÁÚÁÄ É ×ÌÅ×Ï-×ÐÒÁ×Ï.

õÐÒÁÖÎÅÎÉÅ 4
ñÚÙË ÐÒÉÎÉÍÁÅÔ ÒÁÚÌÉÞÎÙÅ ÆÏÒÍÙ: Ó×ÏÒÁÞÉ×ÁÅÔÓÑ × ÔÒÕÂÏÞËÕ, ÐÒÉÎÉÍÁÅÔ ÆÏÒÍÕ ×ÁÎÎÏÞËÉ /ÐÏÄÎÉÍÁÀÔÓÑ ÂÏËÏ×ÙÅ ÓÔÅÎËÉ É ËÏÎÞÉË ÑÚÙËÁ/ ÉÌÉ ÐÁÒÕÓÁ /ÒÏÔ ÏÔËÒÙÔ, ÑÚÙË ËÁÓÁÅÔÓÑ ×ÅÒÈÎÅÇÏ ÎÅÂÁ ËÁË ÍÏÖÎÏ ÄÁÌØÛÅ ÏÔ ÐÅÒÅÄÎÉÈ ÚÕÂÏ×/.

åÓÌÉ Õ ×ÁÓ ÎÅ ÐÏÌÕÞÁÅÔÓÑ ×ÙÐÏÌÎÉÔØ ×ÓÅ ÕÐÒÁÖÎÅÎÉÑ,- ÎÅ ÏÔÞÁÉ×ÁÊÔÅÓØ. ÷ÐÏÌÎÅ ÄÏÓÔÁÔÏÞÎÏ, ÅÓÌÉ ×Ù ÏÇÒÁÎÉÞÉÔÅÓØ ÒÅÇÕÌÑÒÎÙÍ ×ÙÐÏÌÎÅÎÉÅÍ ÓÁÍÙÈ ÐÒÏÓÔÙÈ. îÁÝÕÐÁÊÔÅ ÎÁ ÇÏÒÔÁÎÉ ËÁÄÙË – ÓÁÍÏÅ ÛÉÒÏËÏÅ ÍÅÓÔÏ. ÷ÏÚØÍÉÔÅ ÅÇÏ Ä×ÕÍÑ ÐÁÌØÃÁÍÉ É ÐÒÏÓÌÅÄÉÔÅ ÚÁ ÅÇÏ Ä×ÉÖÅÎÉÑÍÉ ×Ï ×ÒÅÍÑ ÚÅ×ÁÎÉÑ. ëÁÄÙË ÏÐÕÓËÁÅÔÓÑ ×ÎÉÚ. îÁÄÏ ÎÁÕÞÉÔØÓÑ ÆÉËÓÉÒÏ×ÁÔØ ÜÔÏ ÓÏÓÔÏÑÎÉÅ ×Ï ×ÒÅÍÑ ÐÅÎÉÑ. üÔÏ É ÎÁÚÙ×ÁÅÔÓÑ ×ÏËÁÌØÎÙÍ ÚÅ×ËÏÍ. ïÐÕÝÅÎÎÁÑ, Á ÚÎÁÞÉÔ Ó×ÏÂÏÄÎÁÑ É ÎÅÍÎÏÇÏ ÒÁÓÛÉÒÅÎÎÁÑ ÇÏÒÔÁÎØ ÓÐÏÓÏÂÓÔ×ÕÅÔ ËÒÁÓÉ×ÏÍÕ ÅÓÔÅÓÔ×ÅÎÎÏÍÕ
×ÙÈÏÄÕ Ú×ÕËÁ. ïÔÓÕÔÓÔ×ÉÅ ÌÉÛÎÅÇÏ ÎÁÐÒÑÖÅÎÉÑ ÎÁ ÇÏÒÔÁÎÉ – ÚÁÌÏÇ Ô×ÏÒÞÅÓËÏÇÏ ÄÏÌÇÏÌÅÔÉÑ ÉÓÐÏÌÎÉÔÅÌÑ. îÏ ÎÅ ÎÁÄÏ ÎÁÓÉÌØÎÏ ÔÑÎÕÔØ ÇÏÒÔÁÎØ ×ÎÉÚ É ÔÅÍ ÂÏÌÅÅ ÄÅÒÖÁÔØ ÅÅ ÒÕËÁÍÉ. ðÒÁ×ÉÌØÎÏÅ ÅÅ ÏÔËÒÙÔÉÅ ÄÏÓÔÉÇÁÅÔÓÑ ÔÏÌØËÏ ÏÝÕÝÅÎÉÅÍ ÚÅ×ËÁ. ïÔËÒÏÅÍ ÒÏÔ ÐÅÒÅÄ ÚÅÒËÁÌÏÍ É ÐÏÓÔÁÒÁÅÍÓÑ “ÐÏËÁÚÁÔØ ÇÏÒÌÏ ×ÒÁÞÕ” – ÏÐÕÓÔÉÔØ ËÏÒÅÎØ ÑÚÙËÁ, ÐÏÄÎÑÔØ ÍÑÇËÏÅ ÎÅÂÏ Ó ÍÁÌÅÎØËÉÍ ÑÚÙÞËÏÍ É ÓËÁÚÁÔØ “á”, ÏÔËÒÙ×ÁÑ ÚÁÄÎÀÀ ÓÔÅÎËÕ ÇÌÏÔËÉ.
1). îÅÐÒÁ×ÉÌØÎÏ: ÑÚÙË ÓÔÏÉÔ ÇÏÒÂÏÍ, ÚÁËÒÙ×ÁÑ ÐÒÏÈÏÄ ×
ÇÏÒÌÏ, ÍÑÇËÏÅ ÎÅÂÏ ËÁË ÂÙ ÌÅÖÉÔ ÎÁ ÑÚÙËÅ.
2). ðÒÁ×ÉÌØÎÏ: ÇÏÒÌÏ ÏÔËÒÙÔÏ, ÑÚÙË Ó×ÏÂÏÄÎÏ ÌÅÖÉÔ, ÐÏÞÔÉ ËÁÓÁÑÓØ ËÏÎÞÉËÏÍ ÎÉÖÎÉÈ ÚÕÂÏ×, ÍÑÇËÏÅ ÎÅÂÏ ÐÏÄÎÑÔÏ. ðÒÉ ÜÔÏÍ ÓÏÈÒÁÎÑÀÔÓÑ ÏÝÕÝÅÎÉÑ ÚÁÆÉËÓÉÒÏ×ÁÎÎÏÇÏ ÚÅ×ËÁ.
íÁÌÏÐÏÄ×ÉÖÎÁÑ ÎÅÂÎÁÑ ÚÁÎÁ×ÅÓËÁ /ÍÑÇËÏÅ ÎÅÂÏ/ É ÑÚÙË ÍÅÛÁÀÔ ×ÙÈÏÄÕ Ó×ÏÂÏÄÎÏÇÏ Ú×ÕËÁ. ïÎ ÓÔÁÎÏ×ÉÔÓÑ ÐÌÏÓËÉÍ, ÇÎÕÓÁ×ÙÍ. óÌÅÄÕÀÝÉÅ ÕÐÒÁÖÎÅÎÉÑ ÔÒÅÎÉÒÕÀÔ ÐÏÄ×ÉÖÎÏÓÔØ ÍÑÇËÏÇÏ ÎÅÂÁ, ÑÚÙËÁ É ÇÏÒÔÁÎÉ.

õÐÒÁÖÎÅÎÉÅ 5
3-4 ÓÏÇÎÕÔÙÈ × ËÕÌÁË ÐÁÌØÃÁ ×ÓÔÁ×ÌÑÅÍ × ÒÏÔ × ËÁÞÅÓÔ×Å ÒÁÓÛÉÒÉÔÅÌÑ. íÁËÓÉÍÁÌØÎÏ ÞÌÅÎÏÒÁÚÄÅÌØÎÏ, ÏÔÞÅÔÌÉ×Ï É ÇÒÏÍËÏ ÐÒÏÉÚÎÏÓÉÍ ÂÕË×ÏÓÏÞÅÔÁÎÉÑ îçá, îçï, îçù, îçå, îçõ, îçñ. çÏÌÏ×Õ ÎÅ ÚÁÄÉÒÁÅÍ, ×ÙÐÏÌÎÑÅÍ ÕÐÒÁÖÎÅÎÉÅ ÄÏ ÏÝÕÝÅÎÉÑ ÕÓÔÁÌÏÓÔÉ × ÏÂÌÁÓÔÉ ÇÏÒÔÁÎÉ.

õÐÒÁÖÎÅÎÉÅ 6
ïÔËÒÏÅÍ ÒÏÔ. òÅÚËÏ ×ÙÔÁÌËÉ×ÁÅÍ ÑÚÙË ÎÁÒÕÖÕ Ó ÔÁËÉÍ ÕÓËÏÒÅÎÉÅÍ, ÞÔÏÂÙ ÏÂÒÁÔÎÏ ÏÎ ËÁË ÂÙ ÚÁÐÒÙÇÎÕÌ ÓÁÍ.ðÒÅÄÓÔÁ×ØÔÅ ÓÅÂÅ ÌÑÇÕÛËÕ, ÌÏ×ÑÝÕÀ ËÏÍÁÒÁ. óÔÁÒÁÊÔÅÓØ ÄÏÔÒÏÎÕÔØÓÑ ÑÚÙËÏÍ ÄÏ ÐÏÄÂÏÒÏÄËÁ. òÏÔ ÏÔËÒÙÔ, ÎÅ ÄÅÒÇÁÅÔÓÑ É ÎÅ ÚÁËÒÙ×ÁÅÔÓÑ, ÞÅÌÀÓÔØ ÒÁÓÓÌÁÂÌÅÎÁ. îÁ ÐÅÒ×ÙÈ ÐÏÒÁÈ ÍÏÖÎÏ ÐÒÉÄÅÒÖÉ×ÁÔØ ÓÅÂÑ ÚÁ ÐÏÄÂÏÒÏÄÏË.

õÐÒÁÖÎÅÎÉÅ 7
ïÔËÒÏÅÍ ÒÏÔ. óÄÅÌÁÅÍ ÍÅÄÌÅÎÎÙÊ ×ÄÏÈ Ó ÌÅÇËÉÍ Ú×ÕËÏÍ “ÕÄÉ×ÌÅÎÉÑ”. ðÏÞÕ×ÓÔ×ÕÅÍ ÈÏÌÏÄÏË ÎÁ ÍÑÇËÏÍ ÎÅÂÅ É ÏÐÕÓËÁÎÉÅ ËÁÄÙËÁ. îÁ ×ÙÄÏÈÅ ÉÚÄÁÅÍ ÐÒÏÔÑÖÎÙÊ, Ó×ÏÂÏÄÎÙÊ, ÐÏÈÏÖÉÊ ÎÁ ÓÔÏÎ Ú×ÕË “á”. çÏÒÔÁÎØ ×ÍÅÓÔÅ Ó ËÁÄÙËÏÍ ÏÓÔÁÅÔÓÑ × ÎÉÖÎÅÍ ÐÏÌÏÖÅÎÉÉ. ñÚÙË ÎÅ ÄÏÌÖÅÎ ÚÁËÒÙ×ÁÔØ ÇÏÒÌÏ.
çÕÂÙ ÎÅ ÄÏÌÖÎÙ ÄÒÏÖÁÔØ. ðÒÏËÏÎÔÒÏÌÉÒÕÊÔÅ ÓÅÂÑ Ó ÐÏÍÏÝØÀ ÚÅÒËÁÌÁ. óÌÅÄÉÔÅ ÚÁ ÐÒÁ×ÉÌØÎÙÍ ÄÙÈÁÎÉÅÍ. ÷ÄÏÈ ÎÅ ÆÉËÓÉÒÕÊÔÅ /×ÙÄÏÈ — ÎÅÐÏÓÒÅÄÓÔ×ÅÎÎÏ ÐÏÓÌÅ ×ÄÏÈÁ ÂÅÚ ÚÁÄÅÒÖËÉ/. çÏÒÔÁÎØ ÎÅ ÐÏÄÎÉÍÁÅÔÓÑ. îÅÐÒÏÉÚ×ÏÌØÎÏÍÕ ÒÏÖÄÅÎÉÀ Ó×ÏÂÏÄÎÏÇÏ Ú×ÕÞÁÎÉÑ ÓÐÏÓÏÂÓÔ×ÕÅÔ ÐÏËÏÊ, ×ÎÕÔÒÅÎÎÑÑ ÒÁÓËÏ×ÁÎÎÏÓÔØ É ÄÁÖÅ ÎÅËÏÔÏÒÁÑ ÒÁÓÓÌÁÂÌÅÎÎÏÓÔØ.

òÁÂÏÔÁÊÔÅ ÒÉÔÍÉÞÎÏ × ÕÄÏÂÎÏÍ ÔÅÍÐÅ ÄÏ ÏÝÕÝÅÎÉÑ ÕÓÔÁÌÏÓÔÉ ÍÙÛà ÇÏÒÔÁÎÉ. óÌÅÄÉÔÅ, ÞÔÏÂÙ × ËÁÖÄÏÍ ÕÐÒÁÖÎÅÎÉÉ ÄÅÊÓÔ×Ï×ÁÌÁ ÔÏÌØËÏ ÎÕÖÎÁÑ ÇÒÕÐÐÁ ÍÙÛÃ. îÁÕÞÉÔÅÓØ ÄÉÆÆÅÒÅÎÃÉÒÏ×ÁÔØ
ÒÁÂÏÔÕ ÏÔÄÅÌØÎÙÈ ÍÙÛà ×ÏËÁÌØÎÏÇÏ ÁÐÐÁÒÁÔÁ É ÐÒÏÉÚ×ÏÌØÎÏ ÉÍÉ ÕÐÒÁ×ÌÑÔØ. óÌÅÄÉÔÅ ÚÁ ÄÙÈÁÎÉÅÍ, ÏÓÁÎËÏÊ, ÎÅ ÎÁÐÒÑÇÁÊÔÅ ÐÌÅÞÉ, ÛÅÀ.

éÚ ÓÔÁÔÅÊ å.à. âÅÌÏÂÒÏ×ÏÊ.

Источник