Гортань в пении правильное положение
КАТЕГОРИИ:
Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)
Положение гортани во время пения. Низкая и высокая вокальная форманты.
Гортань — это орган, где возникает исходный звук певческого голоса, несущий с собой основные певческие качества: высоту, силу, начальный тембр, металличность, вибрато. Поэтому работа гортани в пении, скоординированная с дыханием и артикуляцией, имеет первостепенное значение.
Различают два механизма деятельности гортани в пении: смещение гортани в целом под воздействием прикрепляющихся к ней снаружи мышц и работу внутренних мышц гортани, участвующих в функции голосовых складок. Эти два механизма прямо не связаны между собой. Низкое или высокое положение гортани возможно при различном характере работы голосовой щели. Положение гортани в пении оказывает влияние на функцию голосовой щели не столько непосредственно через мышцы, сколько опосредованно, через изменение акустических и аэродинамических свойств ротоглоточных полостей, которые меняют свою форму и объем в зависимости от смещения гортани.
Смещение гортани всегда приводит к изменению тембра певческого звука.
Как показывает исполнительская практика профессиональных певцов, гортань в процессе пения обычно устанавливается в одном специально найденном певческом положении и в основном остается в этом состоянии на протяжении всего пения, выбиваясь из него только на согласных. В истории вокального искусства отмечены как случаи высокого ее стояния, что бывает сравнительно редко, так и низкого, весьма распространенного. Уже говорилось, что движения гортани хорошо заметны только у мужчин, так как у них ясно выступает кадык. У женщин с их мягкими контурами шеи и невыступающим тупым углом щитовидного хряща эти движения, как правило, почти незаметны. Их можно уловить только на ощупь. Таким образом, визуальные наблюдения основывались на мужских голосах, причем было установлено, что большинство певцов гортань в пении понижали или оставляли на уровне положения покоя. На этом основании одни певцы и педагоги считают необходимым активно удерживать ее в низком или покойном положении, другие же (и их немало) считают невозможным фиксацию гортани, отстаивая свободу и непринужденность ее положения.
Особое певческое положение гортани — ее певческая установка, при отличном качестве звучания голоса — не одинакова для всех певцов. Из этого следует, что профессиональное качество звучания голоса определяется не единой для всех певческой установкой гортани, а наоборот, различными, всегда индивидуальными уровнями положения гортани .
Эта характерная для данного певца певческая установка гортани может быть ниже положения покоя, может совпадать с ним и может быть выше его. Очевидно, имеются какие-то причины, заставляющие гортань занимать у одних повышенное, у других пониженное положение. Возможно, певческая установка гортани связана с типом голоса. Все исследованные нами басы и баритоны гортань всегда опускали, а все лирические и колоратурные сопрано ее либо поднимали, либо оставляли на уровне положения покоя. У меццо-сопрано, драматических сопрано и теноров такого единообразия не наблюдалось.
Наиболее распространена точка зрения, которая видит зависимость положения гортани в пении и манеры обучения. Такую зависимость, конечно, нельзя отрицать. Действительно, можно соответствующими приемами приучить гортань оставаться на речевой установке (по принципу “пой как говоришь”), опускать ее (например, приемом “зевка”) или приподнимать. Однако, как показывают наши данные, да и другие факты, ученик не достигает профессионального звучания, если ему прививать чуждое для его голосового аппарата положение гортани в пении.
Из практики известно, что попытка петь на не свойственном для данного человека положении гортани ведет к деградации голоса. Так было, например, с одной из наших известных певиц: в период обучения педагог пытался заставить ее опускать гортань во время пения. В результате пение затруднилось, начал изменяться к худшему тембр, ей стало тяжело брать звуки верхнего регистра, крайние звуки диапазона пропали. Пришлось отойти от этого приема, перестать вмешиваться в положение гортани; прежняя легкость звукообразования, лучшие качества тембра и предельные верхние звуки возвратились. Этот случай показывает, что насилие над природой вредно для развития вокальных данных, что педагогическое воздействие должно быть гибким. Прежде всего педагог должен заниматься поисками наилучших качеств звучания.
Что же наиболее кардинально меняется при изменении положения гортани? Меняются только размеры и форма ротоглоточного канала. При повышении гортани канал укорачивается и, следовательно, объем полостей уменьшается, а при опускании — увеличивается в достаточно больших пределах.
Рис. 4. Положение гортани (голосовых складок) у профессиональных певцов по отношению к шейным позвонкам, обозначенным цифрами 4, 5, 6, 7. Каждая полоска соответствует голосовым складкам одного из обследованных певцов. Слева (А) — уровень покойного положения, справа (Б) — уровень в пении у тех же певцов. Полоски, подчеркнутые черной линией внизу, условно обозначают драматический, более низкий характер голоса. Видно, что если в покое гортани певцов располагаются в области от середины пятого до нижнего края шестого позвонка, причем у женщин несколько выше, чем у мужчин, То в пении диапазон их смещений велик и простирается от середины четвертого до нижнего края седьмого позвонков. Все басы и баритоны опустили гортань в пении, все легкие сопрано ее подняли или оставили на месте. У теноров и меццо-сопрано наблюдается разнобой в положении гортани.
Гортань представляет собой орган, отличающийся большой подвижностью. Она может высоко подниматься, как, например, при глотании; при глубоком зевке она сильно опускается вниз. Эти Движения производят мышцы, прикрепляющиеся к гортани и подъязычной кости, идущие от них вверх, к нижней челюсти и основанию черепа, и вниз — к костям верхнего плечевого пояса. Кроме движений вверх и вниз, гортань может наклоняться вперед. Поднимаясь, она обычно целиком несколько подается вперед, вместе с подъязычной костью, которая, сильно отходя кпереди, как бы надевается на гортань сверху.
Как показали исследования, диапазон певческих смещений гортани достигает 7—8 см, т. е. каждый певец с помощью определенных приемов может опустить или поднять ее на 3,5—4 см от положения покоя. Таким образом, ротоглоточный канал может быть укорочен на 3,5—4 см или, в зависимости от манеры, приема, которым пользуется певец в пении, удлинен на такую же примерно величину.
Далее приведены сравнительные величины средних длин голосовых складок у разных типов голосов и данные о типовых длинах надставных трубок в пении профессиональных певцов. В этой таблице закономерность выявлена достаточно отчётливо: чем короче голосовые складки, тем короче надставная трубка. Очевидно, это соотношение между длиной голосовых мышц и надставных трубок в пении создаёт наилучшие условия для выявления голосовых данных певца.
Таблица длин голосовых складок и длин надставных трубок в пении в сантиметрах
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 3740; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Рекомендуемые страницы:
Источник
«Пой на зевке», «Направляй звук в купол», «Поднимай мягкое нёбо» – зачем педагоги пения из урока в урок говорят об этом? И не только в академическом вокале, но и в эстрадном! Ответ прост: стоит поднять мягкое нёбо при пении – в глотке появляется пространство.
Звук начинает резонировать, а голос становится объемным и громким. Начинающие вокалисты упорно ищут, как поднять мягкое нёбо. А бывалые утверждают, что «вокальный зевок» портит эстрадный звук. Давайте обсудим так ли это, и какие положения мягкого нёба бывают в вокале.
Если вы управляете мягким нёбом при пении, то можете:
свободно петь высокие ноты
избавиться от гнусавости голоса
убрать зажимы с горла
лучше резонировать, а значит петь громче
добавлять объем в вокал
изменять тембр голоса
легче раскрывать ложные связки
найти тванг в голосе и правильную назальность
Что такое мягкое нёбо в вокале?
У человека два типа нёба – твердое и мягкое. Твердое – это кость, «пластина», которая разделяет рот и носовую полость. Если вы цокаете языком, он касается твёрдого нёба. Мягкое нёбо находится прямо за ним, ближе к глотке:
Твердое небо отражает звук при пении. Этот «отражатель» усиливает резонанс, благодаря чему голос становится громче.
Мягкое нёбо состоит из мягких эластичных тканей, которые поглощают звук, а не отражают его.
Важно поднимать нёбо при пении и освобождать пространство в глотке от мягких тканей, чтобы появилось место для резонанса голоса.
Чем отличается мягкое и твердое нёбо в пении?
Представьте, вы громко крикнули в пустой комнате. Голые стены отразят ваш голос, он станет звонче. Так работает твёрдое нёбо. Но если на стены повесить мягкие ковры и снова крикнуть, голос будет глухим. Ворс ковра поглощает звук. А вам придётся напрячься, кричать сильнее, чтобы получить резонанс. Так работает мягкое нёбо.
Мягкое нёбо очень подвижно. Оно формирует звуки речи, при пении принимает разные позиции и формы. Поэтому удобно его использовать, что красиво петь высокие ноты и менять тембр голоса, добавляя объем в вокал.
Мышцы мягкого нёба и нёбные занавески
Мягкое нёбо свободно поднимается и опускается. У хороших вокалистов оно всегда в тонусе, легко натягивается и остается пластичным. Найти свое нёбо просто:
Подойдите к зеркалу или включите фронтальную камеру телефона.
Откройте рот, как на приеме у врача, и посмотрите на глотку.
В глубине рта вы увидите маленький «язычок», который болтается над обычным большим языком. А вокруг него розоватые выступы – миндалины. Часто они краснеют и опухают, когда болит горло.
Маленький «язычок» и миндалины вокруг и есть ткани мягкого нёба. Ими мы учимся управлять при пении.
Ткани вокруг маленького «язычка» называются «нёбной занавеской» или «нёбными шторками». Мэтры вокала советуют «раздвигать» мышцы «нёбной занавески» в стороны. Раскрывать нёбо по горизонтали при пении. Этот прием полезен, если хотите сделать вокал звонким, ближе к речевой позиции, но сохранить полный объем голоса.
Что такое «вокальный зевок»?
В высоком положении мягкое нёбо формирует мышцами глотки так называемый «купол». Он же «вокальный зевок». Почему зевок? Потому что растяжка нёба напоминает зевание. Зевота помогает правильно раскрыть глотку.
Сама природа создала этот прием, а вокалисты взяли его в свою вокальную технику. При пении на зевке мягкие ткани нёба, которые поглощают звук, словно «втягиваются» внутрь. В горле появляется больше места, резонанс звука усиливается.
Зевните прямо сейчас, если еще не сделали этого от моего скучного текста! Почувствуйте, как мышцы мягкого нёба тянутся наверх. А затем спойте любую ноту на «зевке». Например, на букве «А». Вы услышите, что тембр голоса меняется.
Почему на уроке вокала – зеваю, когда пою?!
Бывает, что при пении упражнений вокалисты начинают активно зевать. Это связано с двумя вещами: мозг насыщается кислородом и так выпускает излишки воздуха. А во втором случае — у таких учеников много мышечных зажимов. Когда мягкое нёбо высоко поднимается, зажатые мышцы, которые привыкли к напряжению, резко теряют тонус и расслабляются. Организм пытается снять напряжение зевотой.
Пение на зевке — это техника академического вокала. Вспомните оперу — ее округлое звучание получается из-за высокого вокального купола. Опущенная гортань, конечно, тоже принимает участие в формировании оперного вокала, но это тема для другой статьи.
Что ж, с академическим пением понятно. А как работает мягкое небо в эстрадном вокале?
Три положения мягкого нёба при пении
А в эстрадном и джазовом вокале все иначе. Там нет правил и канонов. Но гораздо больше стилей и жанров. Поп, фанк, босса-нова, рок, соул, джаз, блюз… Неудобно петь во всех стилях на одном вокальном зевке и куполе! Нужны разные вокальные приемы.
Тембр должен быть разным — то объемным, то звонким, то глубоким с придыханием. Поэтому и мягкое небо становится гибким. Оно меняет свое положение постоянно. Формирует вашу манеру пения, влияя на тембр голоса. Именно нёбо помогает петь по-разному!
В эстрадном и джазовом вокале три положения мягкого нёба:
среднее положение неба
высокое мягкое небо
низкое мягкое небо
Замечу также, что в современных методиках вокала, например в Estill Voice Training, опущенное мягкое нёбо называется «открытой позицией», а высоко поднятое нёбо – «закрытой». Так как оно закрывает вход в нос.
Если вам интересны примеры, как звучит вокал на мягком нёбе в трёх разных положениях, посмотрите следующую статью, в ней много вокальных приёмов известных певцов.
Среднее положение мягкого нёба
Приоткройте чуть-чуть рот и потяните гласный звук – мягкое нёбо примет среднее положение. Которое также зовется нейтральной позицией мягкого нёба. В жизни среднее положение возникает при разговоре, либо когда вы дышите ртом и носом одновременно.
В вокале при таком положении нет полного объема голоса, но и носовой призвук не проявляется. Голос звучит естественно, без напряжения. Нейтральное положение создаёт звучание, максимально близкое к вашему природному тембру. Мы используем среднее положение нёба, когда поём в разговорном регистре. С ним удобно найти речевую позицию в вокале.
Высокое положение мягкого нёба
Как я уже писала, поднятое мягкое нёбо легче всего ощутить, когда мы зеваем. В глотке появляется пространство для громкого звука.
Главная «фишка» высокого нёба в вокале – когда оно поднимается, голос свободно проходит в рот. Этот прием работаем в любом стиле — джазовом, эстрадном или академическом вокале.
Даже если у вас нет постановки голоса и вы начали петь только вчера, сделайте нехитрые манипуляции: откройте рот пошире и спровоцируйте внутренний зевок. Вы легко сможете спеть даже очень высокие ноты на открытом звуке.
Поднятое нёбо и открытый рот – золотые правила певца
Вокальные ошибки и певческий купол
Я хочу предостеречь — не всегда следует петь в купол! Поднимая мышцы мягкого нёба очень высоко, вы рискуете получить глубокий глухой звук, потерять звонкость при пении. Вокал становится «хоровым», округлым и глубоким. А иногда сиплым с продыхом. Приходится напрягаться, чтобы петь громко.
При слишком высоком зевке нарушается давление воздуха
При слишком высоком зевке глотка становится шире, гортань рискует опуститься. В таком положении невозможно контролировать дыхание, сдерживать его. Воздух выходит большим потоком, из-за чего голосовые связки не могут смыкаться плотно, а значит петь громко не получится.
Если ваш педагог вокала, объясняя, как работает мягкое небо, советует постоянно петь на зевке, он совершает ошибку.
Решается такая проблема на раз-два: опустите нёбо в среднее положение, как будто вы не поёте, а говорите. Есть даже такой прием «пою, как говорю» по методу знаменитого Сета Риггса.
Как петь объемным голосом?
Чтобы петь объемным голосом, тренируйте вокальные мускулы как в фитнес-зале. Полезно делать это у зеркала по 5-7 минут каждый день:
широко откройте рот и потяните нёбные мышцы наверх без звука, словно на зевоте.
Потянули наверх – зафиксировали. Не давайте мышцам стягиваться обратно. Держите мышцы неба высокими словно “раскрытый зонтик”.
Когда добились того, что мышцы не опадают и держат высокое положение – спойте любую ноту.
Следите, чтобы нёбо оставалось высоким, рот широко открытым.
Спойте отрывок песни с высоким нёбом: найдите в песни сложную высокую ноты и потяните на ней вокальный купол наверх, будто зеваете
Часто высокая позиция «зевка» вызывает сложности. Новички не понимают, как поднимать небо при пении. Им кажется, что они растягивают его достаточно, хотя по факту не открывают глотку даже на миллиметр!
Поднимайте вокальный купол до ощущений натяжения на задней стенке глотки. Не давайте нёбу «опадать», стягиваться обратно. Несколько тренировок на растяжку – и нёбо начнет подниматься на автомате.
Низкое положение мягкого неба
Люди используют опущенное нёбо не только при пении, но и каждую минуту жизни. Например, сейчас – вы читаете данный текст и дышите с закрытым ртом. Мягкое нёбо провисает в вашей глотке подобно «опущенной шторке». Протяните с закрытым ртом букву «Н» или «М». Чувствуете, как звук идет в нос и резонирует в носовых пазухах? В низком состоянии нёбо полностью закрывает вход в ротовую полость! Голос может пройти только в нос и носоглотку.