Гортань у оперных певцов

Гортань у оперных певцов thumbnail

Академическое пение требует ежедневных вокальных занятий для поддержания хорошей профессиональной формы. У многих исполнителей после этого при ларингоскопии определяется гиперемия голосовых складок. Существует мнение, что если такая реакция проходит через 2—3 ч, она является физиологической [1, 2]. Между тем практика показывает, что гиперемия может длиться значительно дольше у многих певцов. Отсюда возникает мнение о том, что они поют неправильно.

Цель работы — определить: 1 — какая вокальная нагрузка приводит к гиперемии голосовых складок, 2 — как долго она длится и 3 — как эти изменения влияют на качество певческого голоса.

В эксперименте участвовали 30 солистов оперы — 15 мужчин (5 теноров, 5 баритонов, 5 басов) и 15 женщин (8 сопрано и 7 меццо-сопрано) в возрасте от 27 до 35 лет, не имеющих патологии гортани. Курящие обследованию не подвергались. Женщины осматривались не позже чем за неделю до месячных. Обязательным условием для всех являлся покой голоса не менее одного дня до обследования.

Использовались два типа вокальной нагрузки, проводимой в разные дни: 20-минутная и 60-минутная. При 20-минутной обследование проводилось перед пением и через 15 мин после него. При 60-минутной оно проводилось три раза: утром перед пением, через 15 мин и через 12 ч после пения. Обследование включало в себя зеркальную ларингоскопию, ларингостробоскопию и акустический тест. Стробоскопия и акустический тест осуществлялись у тех певцов, у которых после пения появлялась гиперемия голосовых складок. Для получения контрольных данных акустический тест также назначался всем субъектам до пения.

Стробоскопию выполняли с помощью отечественного стробоскопа ЭЛС 03 при интенсивности фонации около 65 дБ в грудном регистре. Интенсивность фонации оценивали с помощью шумомера RadioShack. Акустическое исследование проводили с помощью ноутбука Hewlett-Packard 630, Pentium B960, 2,2 ГГц и специальной клинической программы, созданной в Голландском институте фониатрии. При этом субъекты читали один и тот же текст на комфортной частоте и громкости в течение 15—20 с. Затем они произносили гласную «а» на стандартной частоте (128 Гц для мужчин и 220 Гц для женщин) с интенсивностью около 75 дБ не менее 5 с. Использовался внешний микрофон с частотным диапазоном от 50 до 15000 Гц. Расстояние между ним и субъектом составляло 25—30 см. Исследование проводилось в звукоизолированной комнате с уровнем окружающего шума не выше 40 дБ.

Определялись следующие величины: при чтении текста — частота основного тона (ЧОТ) речи; при произнесении гласной — jitter (степень частотной нестабильности вибрации голосовых складок), shimmer (степень амплитудной нестабильности вибрации складок) и отношение сигнала к шуму (С/Ш), представляющее собой пропорцию шума в голосе. Jitter (local) вычислялся как отношение среднего абсолютного различия последовательных периодов к среднему периоду, shimmer (local) — как отношение среднего различия амплитуд последовательных периодов к средней амплитуде. Полученные данные были статистически обработаны с помощью t-теста по Стьюденту (см. таблицу).

Гортань у оперных певцовСредние значения показателей акустического анализа голоса после 60 мин вокальной нагрузки Примечание. n — количество наблюдений, SD — стандартное отклонение.

У всех вокалистов перед пением голосовые складки имели обычный цвет. После 20-минутной нагрузки гиперемия не определялась ни у одного субъекта. После 60-минутной нагрузки через 15 мин отмечалась гиперемия складок у 25 певцов (12 мужчин и 13 женщин), что составило 83,3% от общего числа обследованных. Никто из субъектов не отмечал нарушений голоса. Во время фонации у них выявлялось полное смыкание голосовых складок, края которых были свободны от мокроты. При стробоскопии отмечались симметричные, периодичные колебания голосовых складок нормальной амплитуды с полным закрытием голосовой щели. Через 12 ч после пения гиперемия складок присутствовала у тех же субъектов. Никто из них не отмечал ухудшения голоса. При фонации у всех определялось полное закрытие глоттиса и отсутствие мокроты на краях складок. Стробоскопия подтверждала симметричные, периодичные колебания голосовых складок нормальной амплитуды с полным закрытием голосовой щели. Показатели акустического теста приведены в таблице.

При соответствующих акустических данных их величины не были одинаковыми. Показатели, полученные в разные периоды при 60-минутной нагрузке, сравнивались между собой: 1) до пения и через 15 мин после него; 2) до пения и через 12 ч после него; 3) через 15 мин после пения и через 12 ч после него. Было установлено, что у мужчин различия соответствеющих показателей ЧОТ, jitter, shimmer и С/Ш во всех сравнениях были статистически недостоверны (p>0,05). У женщин отмечалась аналогичная закономерность.

Ларингоскопия с помощью жесткого или гибкого эндоскопа не всегда позволяет получить естественный цвет складок, поэтому некоторые авторы рекомендуют проводить ее у вокалистов с помощью обычных зеркал [3, 4]. Между тем ларингоскопия не позволяет оценить вибрационную способность складок. Для этой цели используется ларингостробоскопия и акустическое обследование. Акустический тест является относительно новым методом и включает в себя обязательное измерение таких величин, как ЧОТ, jitter, shimmer и С/Ш. ЧОТ отражает биомеханические характеристики вибрации голосовых складок и является важным индикатором фонаторной способности гортани [5]. Изменение этого показателя может произойти при различных заболеваниях голоса. Jitter и shimmer свидетельствуют о акустических пертурбациях. Повышение показателей воспринимается на слух как охриплость [6]. С/Ш является объективным индексом степени охриплости. Его значения обратно пропорциональны наличию шума в голосе [7].

Академическое пение требует высокого подскладкового давления, что в зависимости от длительности вокальной нагрузки и индивидуальной выносливости голосового аппарата может привести к различной реакции со стороны голосовых складок. В проведенном исследовании небольшая вокальная нагрузка (20 мин) не привела к гиперемии складок ни у одного субъекта. Пение же в течение часа вызвало гиперемию у большинства (83,3%) субъектов. Несмотря на то, что у них не выявлялись объективные нарушения голоса, мы поддерживаем мнение В.Г. Ермолаева и соавт. [8], рекомендующих в такой ситуации покой голоса на сутки. У 5 (16,7%) певцов после 60-минутной нагрузки изменение цвета складок не определялось. При этом они не предъявляли жалоб на нарушение вокальной формы. С одной стороны, это свидетельствовало о более высокой выносливости их голосового аппарата, но с другой стороны могло быть расценено как индивидуальная особенность гортани. По нашему мнению, таким вокалистам также не стоит петь более одного часа в день, проверяя порог выносливости своего голоса.

Читайте также:  Гнойные выделения из гортани

1. У большинства вокалистов пение в течение 60 мин приводит к появлению гиперемии голосовых складок, которая длится не менее 12 ч.

2. Гиперемия не приводит к субъективным и объективным нарушениям качества голоса и поэтому может считаться физиологической.

Источник

Я столько раз слышала от учеников: «Я хочу петь громче!», «У меня устает голос», «Я чувствую зажим на горле». Если у вас есть подобные проблемы, освойте такой прием вокала, как тванг! Эта техника позволяет петь громко долгое время и не уставать. Тванг усиливает резонанс голоса в разы! А вы даже не ощущаете напряжения в горле.

Всегда, когда вы слышите «металл», «звоночек» в голосе исполнителя, можно безошибочно говорить о тванге. У этого вокального приема характерный звонкий и резкий тембр. В конце статьи можно послушать примеры, как звучит тванг в вокале знаменитых современных певцов.

Термин «twang» пришел в Россию из западных методик пения США и Европы. Полнее всего он описан в двух вокальных техниках – CVT и Estill Voice Training, которые основаны на исследовании физиологии голоса человека. Свою популярность эти методики получили в 70-х.

Увы, научиться твангу невозможно, если не изучить свою певческую анатомию. Создается этот прием особым положением гортани. Ниже мы выясним, каким бывает тванг, какое положение гортани важно для этой техники, и почему тванг и пение в нос не имеют ничего общего.

Педагоги по вокалу часто пытаются объяснить «тванговый» звук на простых примерах. Просят ученика помяукать как кошка или покрякать как уточка. Изобразить, как пронзительно кричит чайка. Или как громко плачет новорожденный ребенок. Слышали такое хоть раз на уроке вокала от педагога?

Да, мяуканье помогает петь громче!

На слоге «Мяу» легче найти резонанс, ощутить вибрации в носу и лице, петь «в маску» – в общем, добавить тванг. Но, к сожалению, никто не объясняет, зачем ученику эти странные резкие звуки. Ведь не будете же вы потом мяукать или крякать во время песни?!

Большинство педагогов по вокалу даже не понимают, как работает голос при тванге и как изменяется физиология вокального тракта. В итоге, кому-то из учеников эти приемы помогают обрести яркий тембр. Но у кого-то, наоборот, вызывают зажимы.

Внимание, спойлер! Дальше будет много анатомии. Не интересно?! Тогда можете изображать утку или мяукать, и ждать, что результат появится сам, без понимания, как устроен ваш голос. А можете прочитать эту статью и разобраться, как правильно петь твангом. И звучать громко без усилий.

Техника тванга или как работает этот прием?

Итак, сразу к делу. Если вы готовы научиться твангу? Этот прием получается у каждого вокалиста с первого раза, если соблюдены ВСЕ четыре пункта ниже:


  • Для получения тванга нужно поднять гортань при пении.


  • Необходимо сделать гортань узкой.

В каком положении должна быть гортань при пении твангом?

Взгляните на картинку. Видите небольшую «трубку», расположенную в вашем горле? Это гортань, через нее мы дышим. В гортани также находятся голосовые связки. Для получения тванга нужно поднять гортань и сделать ее узкой вверху, как отмечено на картинке ниже.

приемы вокала, тванг, тванг вокал, тванговый звук, пение тванг, твенг, твэнг, петь твангом, техника тванга, гортанный тванг, как петь твангом, что такое тванг, примеры тванга, тванг в вокале, гортань при тванге, узкая гортань, высокая гортань, надгортанник тванг, надгортанник вокал, сфинктер СЧН вокал

мяукать при пении, приемы вокала, тванг, тванг вокал, вокальный нос, тванговый звук, носовой призвук, пение тванг, твенг, твэнг, петь твангом, назальный тванг, носовой тванг, гортань пение, техника тванга, гортанный тванг, вокальный тракт, положение гортани вокал, положение гортани пение, узкая гортань вокал, узость гортанная, узкая гортань при пении, позиции гортани пение, в каком положении гортань вокал, как поднять гортань вокал

Как поднять гортань при пении?

Поднять гортань очень просто. Каждый из нас совершает эти движения во время еды! В горле близко с гортанью вы можете увидеть еще один «проход» – пищевод. Чтобы не мешать еде двигаться по пищеводу, верх гортани при глотании становится узким. А когда мы глотаем пищу, гортань поднимается.

Как на видео ниже, где вы можете заметить, какой скачок вверх делает гортань, когда человек глотает сок. Пищевод обозначен желтой линией:

Надгортанник и тванг

В момент сглатывания гортань прикрывается хрящом – надгортанником. Надгортанник защищает вход в гортань, чтобы пища прошла в желудок и не попала в легкие. Когда надгортанник сжимается при глотании, гортань становится узкой. Эти мышцы мы используем для пения твангом. Посмотрите внимательнее на картинку ниже, какую часть гортани мы сужаем:

сфинктер СЧН вокал, сфинктер СЧН тванг, что такое сфинктер СЧН, надгортанник при тванге, твенг, твэнг вокал, гортань при тванге, пение твенгом,

Что такое сфинктер СЧН?

В техниках вокала, описывающих прием тванга, вы можете встретить такие названия: «преддверие гортани», «сфинктер черпало-надгортанной складки», «надгортанная воронка». Все это о кольце мышц вверху гортани. Сфинктр СЧН находится вокруг надгортанника. Сфинтер сжимается и как будто слегка стягивает гортань сверху НАД голосовыми связками. Делаете ее узкой.

приемы вокала, тванг, тванг вокал, тванговый звук, пение тванг, твенг, твэнг, петь твангом, техника тванга, гортанный тванг, как петь твангом, что такое тванг, примеры тванга, тванг в вокале, гортань при тванге, узкая гортань, высокая гортань, надгортанник тванг, надгортанник вокал, сфинктер СЧН вокал

Как найти тванг в голосе?

Если в теории все понятно, то как почувствовать, где сжать гортань? Как мы выяснили, легче всего ощутить эти мышцы при глотании. Сделайте следующее:


  • Положите пальцы на кадык. У девушек он не так заметен, но все же есть. За кадыком, он же щитовидный хрящ, скрыты голосовые связки. Там рождается ваш голос.


  • Сглотните, удерживая пальцы на кадыке (щитовидном хряще). Вы почувствуете, что гортань поднялась. Когда поднимается кадык, значит поднимается и гортань – это самый простой способ контролировать гортань при пении.


  • Зафиксируйте положение гортани вверху, в состоянии сглатывания. Не опускайте гортань обратно, а наоборот слегка сожмите ее сверху, как при глотании. Так мы сделаем ее узкой, там где располагается надгортанник.


  • Посчитайте вслух до десяти высоким “детским” голосом в таком положении, не опуская гортань. Если вы услышите, что голос стал звучать выше и более звонко, то вы “нашли” тванг:)

Это лишь первые шаги к тому, чтобы почувствовать мышцы гортани. В следующей статье вас ждут распевки и упражнения, которые помогут научиться петь с твангом.

гортань в вокале, пение твангом, твенг, тванг, высокое положение гортани, как петь на высокой гортани, опущенная гортань пение, высокая гортань пение, высокая гортань вокал, позиции гортани голос, позиции гортани пение, позиции гортани вокал, гортань вокал голос

Два вида тванга: назальный и оральный

1. Назальный тванг или носовой тванг.

Тванг бывает двух видов: оральный и назальный. Он же называемый «вокальный нос». Резкий «противный» звук, который хочет услышать от вас педагог, когда просит помяукать на уроке вокала. При назальном тванге звук резонирует в носоглотке и носовых пазухах. Этот вид подходит для первых поисков «тванговости» в вокале. Распевки с назальным твангом очень удобные, подходят для разогрева голоса.

Упражнения на «вокальный нос» не вызывают зажимов. В основном на буквы «Н» и «М». При носовом звучании язык и гортань легко поднимаются в нужное положение. Однако, назальный тванг – это всегда прикрытый или закрытый звук, без объема в голосе. Звучит он звонко и громко, но плоско. Не каждому певцу подойдёт такой тембр. Также петь только «вокальным носом» опасно новичкам, можно заработать гнусавость. Но об этом ниже.

2. Оральный тванг или гортанный тванг.

При оральный тванге звук резонирует во рту. Вы делаете все то же, что и при назальном, но широко открываете рот. Звучит оральный тванг как громкое пение на открытом звуке. В голосе появляется сила и мощность. Таким приемом поют все профессиональные певцы, включая оперных.

Оральный или ротовой тванг часто называют гортанным. Так как это резонирование звука не только во рту, но и в глотке. Благодаря чему в вокале создается дополнительный объем. К оральному или гортанному твангу можно переходить, только когда вы освоили назальный.

А теперь вернемся к нашему первому вопросу. Зачем все-таки мяукать и крякать при пении в поисках тванга? Именно слог «МЯУ» переводит назальный тванг в оральный. При мяуканье нам легко сделать высокую узкую гортань. Но в то же время мы открываем рот и получаем объем в голосе. Ну, и само по себе мяуканье звучит очень естественно и мелодично, не вызывая зажимов у начинающего вокалиста.

Проясню еще один момент. Назальный тванг часто создает ощущение, что вы резонируете носом. И многие горе-певцы раз ощутив назальность, стремятся постоянно добавлять в вокал «нос». Это ошибка! И из-за незнания, как правильно петь назальным твангом, голос может стать гнусавым!

Тванг, вообще, не имеет ничего общего с носовым призвуком. Он не рождается в носу (как учат педагоги). Он формируется гораздо ниже носовых пазух. «Тванговость» создается мышцами гортани, до того, как вы решите, куда направить голос – в нос или рот. Посмотрите на картинку:

носовой тванг, гортанный тванг, как петь твангом, твенг, твэнг, назальный тванг, оральный тванг, пение носом, вокальный нос, назальность голос, носовое пение, как научиться петь, как петь, приемы вокала, современные вокальные приемы

Выбор всегда остается за вами, каким в итоге будет ваш голос. Ярким, пронзительным, но плоским, если добавите назального тванга. Или мощным, глубоким и объемным, если используете рот и оральный тванг. Мышцы гортани работают одинаково в обоих случаях, и тванг остается твангом – с носовым призвуком или без.

Тванг – это не только назальность, а полноценный резонанс в голосе!

Запомните! «Вокальный нос», резонирование носом –  это не причина тванга, а следствие. Тванг дает звонкость, а не гнусавость. Искать тванг нужно через высокую узкую гортань, а не через пение в нос.

Все начинающие вокалисты проходят через этап пения «носом», но со временем назальный тванг должен перейти в оральный с использованием рта, а назальность стать меньше. Откровенное «пение в нос» считается дефектом голоса, но убирается очень быстро при правильных упражнениях и распевках. 

Для переключения с назального на оральный тванг необходимо менять положение мягкого неба. Если этого не делать, голос будет гнусавым и глухим, и вы станете, что называется, «петь в себя». Как использовать «вокальный» нос, и что нужно сделать, чтобы из голоса исчез гнусавый носовой призвук, мы поговорим в одной из следующих статей.

Как петь твангом на примере известных исполнителей

Тванг изобрели певцы, которые работают с живыми музыкантами, поют в группе или оркестре. Когда в музыкальном бенде много инструментов, они заглушают голос вокалиста. Именно тванг помогает прорезать, как лазерный луч, громкость всех инструментов, даже целого оркестра, и голос певца звучит громко и ярко.

Американские и европейские вокалисты поголовно используют тванг, и очень часто назальный. Но западные знаменитости не создают его специально. Они родились с ним. Ведь английский язык имеет огромную долю «тванговости». Он плоский и звонкий. Английские гласные говорятся на высокой узкой гортани и с высоким корнем языка. А окончания «ING» провоцируют назальность. 

Это идеальные условия для вокальной техники тванга. Русским певцам приходится осваивать этот вокальный прием, чтобы петь по-английски. Звучать стильно и современно, с западной манерой пения. Поэтому будьте терпеливы к себе, и если не получилось с первого раза, пытайтесь еще. Слушайте больше англоговорящих исполнителей и повторяйте звуки за ними.

примеры из репертуара западных вокалистов

Многие из современных певцов поют с огромной долей назального тванга – например, Amy Winehouse, Duffy, Meghan Trainor. Некоторые совмещают назальный и оральный тванг – Rihanna, Justin Timberlake. Либо назальный тванг чередуется с придыханием, как это происходит у Alicia Keys. Shakira к назальному твангу добавляет гортанный. А Christina Aguilera поет в большинстве случаев оральным твангом с белтингом.

А вы знаете, откуда
появился термин “TWANG”?..

…Раньше «твангом» называли звук, который издает струна банджо или гитары, когда ее задевают — » Twang!». Струна дает звонкий металлический призвук. Именно такому тембру — звонкому и резкому — подражали американские кантри-исполнители. Банджо, кстати, тоже активно использовали в кантри. И до сих пор этот стиль музыки считается самым «тванговым». У любого кантри-исполнителя сразу заметен носовой плоский тембр. В джазе, поп и рок-музыке тванг не такой яркий. Вокалисты умело разбавляют его другими приемами пения.

Не стоит забывать, что тванг это прием пения. Вы можете петь и без него. Можете давать больше «тванговости» или меньше. Но вся современная музыка требует тванга, и побольше! Когда вы понимаете, как получить тванг, можете смело мяукать или изображать плач ребенка.

Эти упражнения действительно помогают, если подойти к ним без фанатизма и использовать только для тренировки при занятиях вокалом. Несколько распевок, как найти назальный тванг и перевести его в оральный, вы найдете в следующей статье.

А если вы ищите педагога, который владеет техникой твэнга и может научить вас — рекомендую онлайн курс «Техника пения» сертифицированного преподавателя вокала Яны Дельмас. Этот вокальный тренинг основан на методе Estill Voice, подробно разбирает механику голоса и физиологию. Подойдет начинающим и продвинутым вокалистам!

Курс “Техника пения”

Авторский тренинг Яны Дельмас по современным методам вокала. Физиология голоса для удобного пения.

Узнать о курсе

Гортань у оперных певцов