Гортань особенности детского возраста

Гортань особенности детского возраста thumbnail

Гортань у детей имеет малые размеры, растет неравномерно, с разной интенсивностью в различные периоды жизни.

До 3 лет гортань мальчиков и девочек одинаковой длины, затем начинаются заметный рост голосовых и преддверных складок и расширение надгортанника. После 3 лет гортань мальчиков длиннее гортани девочек. Заметный рост гортани происходит в возрасте 5-7 лет, а затем в пубертатном периоде. До 7 лет глубина гортани превышает ее ширину, с 7 лет ширина начинает превышать глубину. В период полового созревания гортань мальчиков увеличивается на 2/3 (гортань девочек – на 1/2)- Форма гортани у детей раннего возраста воронкообразная, с возрастом становится цилиндрической.

Длина голосовых складок, высота пластинки перстневидного хряща и высота медиального края черпаловидных хрящей (“скрытые” признаки гортани) зависят от длины гортани спереди, высоты угла щитовидного хряща и высоты дуги перстневидного хряща. Подобная корреляция признаков объясняется почти одинаковыми условиями их роста и развития в течение всего онтогенеза.

По мере роста гортани изменяется голос. У новорожденного голос однообразен. Голосовая реакция связана с внешними и внутренними раздражениями (реакция на свет, боль, холод).

Звукообразование происходит рефлекторно. Ребенок начинает реагировать гласными и согласными звуками в возрасте 7-8 мес. При врожденной тугоухости (генетической или перинатальной) гортань недоразвита.

У ребенка более старшего возраста голос служит средством общения. Он может принять музыкальную окраску. Голосообразование совершается сознательно.

В пубертатном периоде у мальчиков происходит мутация голоса (изменение тембра, силы и высоты). Подобные явления возможны и у девочек при первых менструациях.

Наряду с малыми размерами и узостью просвета гортани ребенка свойствен ряд существенных особенностей, имеющих большое значение в развитии ее заболеваний.

У детей раннего возраста гортань расположена высоко, на уровне СIII-CV, на 2 позвонка выше, чем у взрослых (если надавить на корень языка, можно свободно осмотреть язычную поверхность надгортанника). У новорожденных верхняя граница гортани находится на уровне СII и доходит до уровня подъязычной кости с нижней границей на уровне СIII-CIV.

В результате высокого расположения гортани значительно уменьшено расстояние от полости рта до голосовой щели, что облегчает аспирацию инородных тел (при неполноценности жевательного аппарата и несостоятельности защитного механизма) и распространение воспалительного процесса из полости рта и глотки на гортань.

К 7 годам верхняя граница гортани соответствует уровню CIV, нижняя на 2 позвонка ниже, чем у новорожденных. У взрослого человека расположение гортани соответствует СV-СVI, у стариков она может опуститься до CVII.

У взрослых мужчин верхняя часть щитовидного хряща заметно выступает на передней поверхности шеи, образуя выступ гортани (prominentia laryngea), кадык, или “адамово яблоко”. У мальчиков кадыка нет, так как пластинки щитовидного хряща сходятся под прямым, иногда тупым углом в отличие от острого угла у взрослых мужчин. В связи с этим значительно уменьшен сагиттальный размер гортани и, следовательно, укорочена голосовая щель. У мальчиков щитовидный хрящ несколько крупнее, чем у девочек.

Голосовые складки у детей непропорционально короткие. Длина у грудных детей составляет 4-6 мм, у детей в возрасте 10 лет – 8-10 мм, у взрослых – 18-17 мм и более.

Укорочение голосовых складок наряду с узостью просвета гортани приводит к тому, что даже при небольших воспалительных или опухолевых изменениях в гортани у детей возникают стенотические нарушения, значительно утяжеляющие их состояние. При аналогичных изменениях голосовой щели у взрослых состояние не нарушается и больные сохраняют трудоспособность.

Голосовые складки, соединяясь впереди, образуют в передней спайке сухожилие, которое идет снизу вверх и переходит затем в основание надгортанника.

У новорожденных и грудных детей голосовые складки анатомически и физиологически незрелые, поэтому более подвержены воспалительному и травматическому поражению. Заболевания голосовых складок у них заметно отличаются от таковых у старших детей и взрослых.

Выше голосовой щели обе половины гортани соединяются посредством надгортанно-преднадгортанникового комплекса, который развивается из отдельного эмбрионального зачатка.

В подголосовом отделе гортань впереди соединяется с помощью аналогичного перстнещитовидного комплекса. Это подтверждается обнаружением у 33-дневных эмбрионов зачатков этих комплексов в виде массы клеток, расположенных по средней линии.

Читайте также:  Кашель в гортани диагноз

У детей до 7 лет глубина грушевидных карманов превышает их ширину.

Желудочки гортани особенно развиты у маленьких детей, несмотря на небольшие размеры гортани. Содержат активно функционирующую лимфоидную ткань (миндалина Френкеля) и множество серозно-мукозных слизистых желез, увлажняющих голосовые складки.

С большими размерами желудочков гортани связывают пронзительный крик новорожденных и грудных детей. Важной особенностью детской гортани является мягкость хрящевого скелета.

Надгортанник у детей раннего возраста имеет узкую желобоватую форму, затрудняя ларингоскопическое исследование, а в ряде случаев создавая условия для затруднения дыхания (присасывающее действие инспираторной струи воздуха при форсированном вдохе).

По мере роста ребенка он становится более широким и высоким. Форма надгортанника препятствует полному прикрытию входа в гортань при глотании, создавая возможность аспирации инородных тел.

Подголосовая полость. Между слизистой оболочкой его верхнего отдела вплоть до края голосовой складки и эластического слоя имеется треугольное пространство, заполненное ретикулярной лимфоидной тканью. Значительный слой рыхлой, богато васкуляризированной соединительной ткани, окруженной плотным кольцом перстневидного хряща, у детей младшего возраста обусловливает частое развитие подскладочных стенозов воспалительного или травматического генеза.

Чем меньше возраст ребенка, тем больше относительная площадь, занимаемая рыхлой клетчаткой в подголосовом отделе, которая содержит много тучных клеток – функционально активных элементов, играющих важную роль в обменных процессах соединительной ткани, особенно в сосудисто-тканевой проницаемости. Они чрезвычайно чувствительны и легко реагируют образованием отека на воздействие различных факторов (травма, охлаждение).

Возникающие при этом изменения проявляются уже через несколько минут повышением сосудисто-тканевой проницаемости, являющейся важным фактором воспалительного отека подголосовой области гортани.

Рыхлая ткань подголосового отдела гортани разрушается (резорбируется) обычно к 3-4 годам, реже к 5 годам.

У детей раннего возраста хорошо развитый подслизистый слой (рыхлая клетчатка) имеется также в области язычной поверхности надгортанника, гортанных желудочков, в межчерпаловидном пространстве и в черпалонадгортанных складках.

Для гортани детей всех возрастов характерны обилие лимфатических щелей и сосудов, множество тонкостенных кровеносных сосудов, слизистых желез и обширные скопления лимфоидной ткани, в то время как в гортани взрослого человека эта ткань имеется в незначительном количестве.

Железы слизистой оболочки гортани к моменту рождения ребенка вполне сформированы; железы альвеолярно-трубчатые по строению и слизисто-серозные по секреции. В возрасте 2-4 лет они становятся более компактными, появляются дополнительные железистые дольки. В возрасте 10-12 лет увеличение размеров и усложнение структур главных отделов гортани приводят к образованию многодольчатых желез.

При раздражении, в условиях кислородного голодания в слизистой оболочке и железах гортани наблюдаются альтернативные процессы, проявляющиеся увеличением образования бокаловидных клеток, гипертрофией и гиперплазией желез с участками некроза. Нарушение цикличности секреторного процесса усугубляется обтурацией просвета гортани с нарушением дренажной функции.

Большое значение в патологии гортани у детей раннего возраста имеют нестойкость гортанных и трахеальных рефлексов и несовершенство защитной функции гортани в связи с недоразвитием ее рефлексогенных зон. Недостаточность дифференцированности нервного аппарата детской гортани проявляется в полном слиянии 1-й и 2-й рефлексогенных зон гортани на всем протяжении, а также в неоформленности 3-й рефлексогенной зоны, рецепторы которой у ребенка одинаково обильно разветвляются во всей слизистой оболочке подголосового пространства.

В связи с этим облегчается бессимптомная аспирация инородных тел детьми раннего возраста.

Вместе с ростом гортани происходят изменения топографии и распределения рецепторного аппарата, который в гортани 7-летнего ребенка в количественном и качественном отношении сходен с таковым в гортани взрослого.

Лабильность нервной системы у детей раннего возраста, легко реагирующей на всякий раздражитель, проявляется склонностью гортани к судорогам и спазмам. Несмотря на малые размеры, объем движений гортани у детей больше, чем у взрослых, у которых гортань более фиксирована.

В период полового созревания происходят значительные изменения анатомии гортани и речевой функции. Щитовидный хрящ быстро увеличивается и опускается. Гортань сравнительно быстро увеличивается почти вдвое, находится в состоянии физиологической гиперемии. Голосовые складки удлиняются, становятся толще. Кадык у юношей начинает выдаваться вперед.

Читайте также:  Вирусный отек гортани у детей

Происходит мутация голоса – изменение его тембра, силы и высоты. При осмотре голосовые складки представляются интенсивно розовыми; голос “ломается”, наступает временная охриплость с периодическими резкими переходами с высокого тона на низкий, голос часто “срывается”. Продолжительность мутации колеблется от нескольких месяцев до 2-3 лет и может затянуться даже до 5 лет.

У девочек рост гортани происходит медленнее; при первой менструации иногда наблюдаются беспричинная охриплость и кашель. Во время мутации голоса следует как можно меньше утомлять гортань: не петь, не кричать, не читать вслух громко и долго.

Детские голоса разделяются на дискантовые и альтовые. После мутации голос у мужчин понижается примерно на одну октаву и превращается в баритон или бас. У девочек эти изменения гортани происходят медленнее, а голос понижается в меньших объемах, чем у мальчиков, всего на 2-3 ноты.

Окостенение гортанных хрящей обычно начинается в возрасте 16-18 лет, но возможно и в детском возрасте, например, у глухонемых детей в связи с интенсивным обучением речи. Многослойный плоский эпителий на голосовых складках и в межчерпаловидном пространстве у детей не имеет признаков ороговения.

Указанные возрастные особенности гортани обусловливают ее чрезвычайную морфологическую хрупкость, низкую устойчивость к действию любых вредных факторов, очень узкий диапазон функциональных возможностей.

Трахея является непосредственным продолжением гортани и, как правило, всегда вовлекается в воспалительный процесс при поражении гортани. У взрослых трахея начинается на уровне межпозвонкового хряща между СVI и CVII, a у новорожденных и детей раннего возраста – на 2 позвонка выше. Бифуркация трахеи у маленьких детей расположена выше.

Длина трахеи увеличивается постепенно, у новорожденного составляет в среднем 3 см, у ребенка в возрасте 3 мес – 3,6 см, в возрасте 1 года – 4,7 см. Далее длина трахеи изменяется следующим образом: в 3 года – 5,4 см, в 6 лет – 6,3 см, в 9 лет – 7 см, 15 лет – 8,4 см (длина трахеи взрослых составляет 10-15 см).

Ширина трахеи подвержена значительным вариациям. У новорожденного она составляет в среднем 0,5-0,8 см, у ребенка 1-3 лет – 1,1 см, от 9 до 12 лет – 1,5 см, от 15 до 20 лет – примерно 1,7-2,1 см (у взрослых 1,5-2,2 см).

Трахея растет относительно быстрее в первые 6 мес и медленнее в последующие годы, рост снова ускоряется в период с 14 до 16 лет. В течение 1-го года жизни трахея удлиняется на 1,6 см. В последующие годы такого интенсивного роста не наблюдается.

Форма трахеи также разнообразна. Она может быть веретенообразной, конической, воронкообразной, цилиндрической или в форме песочных часов.

Эти параметры имеют значение при трахеотомии, особенно для правильного подбора трахеотомических трубок по размеру и длине.

У детей немаловажное значение имеет непосредственное предлежание передней стенки трахеи к вилочковой железе, которая достигает максимального развития у 2-летнего ребенка, а затем медленно атрофируется. Резко гиперплазированная вилочковая железа оказывает давление на еще не сформировавшуюся и не окрепшую стенку трахеи с развитием тяжелого врожденного стеноза.

Бронхи (правые и левые) являются продолжением трахеи. Ширина просвета правого главного бронха 5-6 мм у грудных и 7-9 мм у детей 10 лет. Ширина левого – 4-5 мм у грудных и 6-8 мм у детей 10 лет. Правый бронх шире и короче и служит почти прямым продолжением трахеи.

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Источник

1)
малые размеры, неравномерный рост с
разной интенсивностью в различные
периоды жизни (до 3 лет одинаковой длины
у мальчиков и девочек, после 3 лет длиннее
у мальчиков); 2) у детей раннего возраста
гортань расположена высоко (CIII-CV),
на 2 позвонка выше, чем у взрослых
(уменьшено расстояние от полости рта
до голосовой щели, что облегчает аспирацию
инородных тел и распространение
воспалительного процесса из полости
рта и глотки на гортань); 3) пластинки
щитовидного хряща сходятся под прямым,
иногда тупым углом (у взрослых угол
острый – кадык) => уменьшен сагиттальный
размер гортани => укорочена голосовая
щель; у мальчиков щитовидный хрящ
несколько крупнее, чем у девочек; 4)
голосовые складки непропорционально
короткие (у грудных детей 4-6 мм, до 10 лет
8-10 мм, у взрослых 18-17 мм) => при
воспалительных или опухолевых изменениях
в гортани у детей возникают стенотические
нарушения; у новорожденных и грудных
детей голосовые складки анатомически
и физиологически незрелые => более
подвержены воспалительному и
травматическому поражению; 5) мягкость
хрящевого скелета; 6) недоразвитие
рефлексогенных зон => несовершенство
защитной ф-ции (нестойкость гортанных
и трахеальных рефлексов); 7) надгортанник
у детей раннего возраста имеет узкую
желобоватую форму => затруднение при
лагингоскопическом исследовании; по
мере роста реб-ка надгортанник становится
более широким и высоким => его форма
препятствует полному прикрытию входа
в гортань при глотании, создавая
возможность аспирации инородных тел;
8) значительно выраженный слой рыхлой,
богато васкуляризированной соединительной
ткани в подголосовом отделе, окруженный
плотным кольцом перстневидного хряща,
у детей младшего возраста обусловливает
частое развитие подскладочных стенозов
воспалительного или травматического
генеза; рыхлая клетчатка (подслизистый
слой) богата тучными клетками (играю
важную роль в обменных процессах
соед.тк., особенно в сосудисто-тканевой
проницаемости), которые чрезвычайно
чувствительны и легко реагируют
образованием отека подголосовой области
гортани при травмах, охлаждении. Рыхлая
ткань подголосового отдела гортани
разрушается (резорбируется) к 3-4, реже
к 5 годам.

Читайте также:  Болит горло или гортань

11. Острые стенозирующие ларинготрахеобронхиты (неотложная помощь, продленная интубация, хирургическое лечение).

Возникают
у детей при любой вирусной инф-ции, чаще
при гриппе (преимущественно типа А, реже
типа В), иногда при парагриппе,
аденовирусной, респираторно-синтициальной
вирусной и энтеровирусной инфекциях.
Неотложная
помощь.
Ранняя
госпитализация. Детей госпитализируют
независимо от тяжести состояния и
выраженности симптомов в профилированные,
специализированные боксированные
отделения при условии одномоментной
закладки боксов для исключения
перекрестной инф-ции. Лечебные
мероприятия опред-ся тяжестью состояния
больного, выраженностью стеноза:

1) при стенозе I
степени – оксигенотерапия, пр-ты
седативного и гипосенсибилизирующего
д-я, бронхолитики; противовирусные пр-ты
(противогриппозный, гамма-глобулин и
сыв-ка, интерферон); ингаляции муколитиков,
рефлекторная терапия; гормоны, а/б,
дезинтоксикационную терапию – по
показаниям; 2) при стенозе II
ст. – +в/в дезинтоксикационная терапия
(плазма, глюкоза, бикарбонат натрия,
глюконат кальция, гидрокортизон,
кокарбоксилаза, пипольфен, витамины
В1,
В6),
коррекция нарушений КОС, вводят
дегидратационные ср-ва; 3) при стенозе
III-IV
степени – интубация или трахеотомия,
катетеризация подключичной вены для
проведения инфузионной терапии; дети
поступают сразу же в реанимационное
отделение; дают увлажненный кислород
с помощью маски, в парокислородной
палатке после введения дыхательного
аналептика и туалета трахеобронхиального
дерева при прямой ларингоскопии; при
тяжелых дых-х нарушениях – ингаляции
гелио-кислородной смеси в соотношении
3:1, 4:1 (гелий глубоко проникает в ткани,
увлекая кислород и ускоряя ликвидацию
гипоксии). При необходимости срочного
восстановления дых-ой проходимости
проводят назотрахеальную
интубацию
(может
выполнить один человек). Показания
к продленной назотрахеальная интубации
у данной группы больных явл-ся:

1) неэффективность комплексной терапии
в течение 3-4 ч, 2) некупирующийся острый
стеноз гортани, 3) быстрое нарастание
стеноза с клиникой III
степени при катаральном и гнойном
стенозирующем ларинготрахеобронхите,
4) стойкая лихорадка, не снижающаяся
после введения литических смесей.
Противопоказания:
гнойно-фиброзная, гнойно-некротическая
и геморрагическая формы заб-я, т.к. трубка
часто забивается слизью, корками.
Длительность пребывания интубационной
трубки у детей до 2 лет не более 2-3 сут,
у детей более старшего возраста – 7 сут.
Хирургическое
лечение.
При
невозможности проведения назотрахеальной
интубации назначают трахеотомию.
Показания:
1) степоз гортани IV
степени; 2) некупирующийся стеноз гортани
III
степени; 3) крайняя тяжесть состояния
больного; 4) несостоятельность спонтанного
дых-я при попытках экстубации позже
допустимого срока. При стенозе гортани
IV
степени показана коникотомия. Показания
к трахеотомии без предварительной
интубации:
1)
гнойно-некротическая, фибринозная,
гнойно-геморрагическая формы заб-я. При
благоприятном течении трахеотомическую
трубку удаляют на 6-8 день.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник