Гортань как голосовой аппарат

Гортань как голосовой аппарат thumbnail

строение голосового аппарата

Для лучшего овладения своим голосом необходимо понимание – что такое голосовой аппарат, как взаимодействует голос с голосовым аппаратом, знать строение и функции голосового аппарата. Рассмотрим, из чего же состоит голосовой аппарат.

Составляющие голосового аппарата:

— дыхательный аппарат (механизм дыхания)
— речевой аппарат (артикуляционный)
— гортань с голосовыми связками и резонаторы

В механизм дыхания входит полость носа и глотки (носоглотка), трахея, бронхи, правое и левое легкое. дыхательный аппарат

Легкие состоят из нежной пористой ткани. Эта нежная ткань представляет собой скопление пузырьков (альвеол). Трахея вместе с бронхами образует бронхиальное дерево. Внизу трахея переходит в бронхи, вверху – в гортань.
Легкие вмещают около пяти-шести литров воздуха. Обычный спокойный вдох — приблизительно пол-литра воздуха, а глубокий – полтора литра.

речевой аппарат

Речевой аппарат включает в себя нижнюю челюсть, губы, язык, зубы.

гортань с голосовыми связками

Гортань представляет собой конусообразную трубку. Состоит из  хрящей: щитовидного, черпаловидного, рожкового, перстневидного.
Посредством хрящей в гортани прикрепляются голосовые связки.

Голосовые связки – это две мышечные складки. В отличие от других мышц, мышцы связок сокращаются в различных направлениях. Благодаря этому связки приобретают упругость и эластичность, и могут колебаться не только полностью, но и краями, серединой.

Между связками находится голосовая щель, которая похожа на треугольник во время фонации.
В здоровом состоянии связки напоминают цвет перламутра, цвет слоновой кости, а когда голос не в порядке – связки краснеют.
Связки – нежная и хрупкая часть голосового аппарата. К ним нужно относиться бережно, чтобы голос не уставал.

У мужчин и женщин длина и толщина связок разная. У низких басов толщина связок – около пяти миллиметров, длина – двадцать четыре-двадцать пять миллиметров. Длина голосовых связок у высоких сопрано – четырнадцать-девятнадцать миллиметров, а толщина – около двух миллиметров.

Голосовые резонаторы

К голосовому аппарату относятся резонаторы.

Резонатор – часть голосового аппарата, которая усиливает звук. Если бы не было резонаторов, то мы бы не слышали друг друга. Резонаторы влияют на голос – придают тембр – определенную окраску.

Резонаторы, которые находятся выше гортани – верхние (головные). Сюда входит полость глотки, рта, носа.
Те резонаторы, которые находятся ниже гортани – нижние (грудные). Это трахея и бронхи.

Верхняя часть диапазона нашего голоса связана с использованием головных резонаторов, а нижняя часть диапазона — с использованием грудных резонаторов.

Если мы  правильно пользуемся резонаторами,  правильно посылаем звук, то при звучании более низких звуков вибрирует грудная клетка, а при звучании высоких звуков – вибрирует переносица.

Атака звука

Звук появляется в тот момент, когда воздух прорывается через закрытую голосовую щель, и связки начинают колебаться.

Самый первый момент после взятия дыхания и появления звука – это  атака звука.

Бывает три вида атаки звука:
— твердая
— мягкая
— придыхательная

Твердая атака
Твердая атака – полное смыкание связок до возникновения звука, а затем – энергичный прорыв связок воздухом. Твердая атака дает возможность точно переходить от звука к звуку без всяких «подъездов». Для выработки точной интонации помогут произведения, исполняемые на твердой атаке – волевые, маршеобразные, энергичные.

Мягкая атака
Мягкая атака – это смыкание связок в момент возникновения звука. Поэтому появляется едва заметное, спокойное пение. На мягкой атаке поются лирические, напевные произведения, например, колыбельные. Такие произведения рекомендованы для исполнения, если у вокалиста звук не «льется», не «тянется».

Придыхательная атака
Придыхательной атакой пользуются иногда, как средством художественной выразительности, как окраской. Звук появляется при не полном смыкании связок, а потом, как бы запаздывая, происходит полное смыкание связок.
В пении пользуются твердой и мягкой атакой. И лишь редко, например, для передачи интонаций вздоха, плача используют придыхательную атаку.

.

Источник

Гортань как голосовой инструмент. Хрящи и полость гортани

Гортань имеет форму трубы, которая снизу соединена с трахеей, а сверху прикреплена с помощью мощных связок к подъязычной кости, находящейся под нижней челюстью.

Скелет гортани состоит из следующих хрящей: щитовидного, перстневидного, надгортанника, двух черпаловидных. Все перечисленные хрящи связанные между собой суставами, за исключением надгортанника, который имеет только связочное прикрепление. Межхрящевые суставы обеспечивают значительную подвижность хрящей, что является необходимым условием правильной функции гортани.

В суставах могут возникать различного рода болезненные процессы, например, ревматическое воспаление, следствием чего может явиться анкилоз суставов, что приводит к нарушению подвижности хрящей и к голосовым расстройствам.

Чаще всего болезненным процессам подвергаются суставные соединения между перстневидным и черпаловидными хрящами.

Среди хрящей гортани более подробного описания требует надгортанник (epiglottis). Он имеет форму продолговатого листа, стебель которого прикреплен по середине к внутренней поверхности щитовидного хряща, немного выше места прикрепления голосовых связок. Форма надгортанника изменяется в период всей жизни человека. У ребенка он мал и свернут, в период полового созревания он увеличивается в размерах и развертывается.

хрящи гортани

Малый, свернутый надгортанник у взрослых является признаком задержки в развитии гортани вследствие нарушений функции желез внутренней секреции и прежде всего половых желез. В большинстве случаев гортань при этом маленькая, голосовые связки — тонкие и короткие. Острые и хронические заболевания гортани в таких случаях имеют характерное течение. Период болезни удлиняется и выздоровление наступает очень медленно.

При оценке трудоспособности следует принимать во внимание, что лица с маленькой детской гортанью не могут работать там, где требуется постоянно напрягать голос; так, например, им противопоказаны профессии певца, актёра, чтеца-декламатора, лектора, офицера и т.д.

Во время голосообразования надгортанник поднимается кверху, вследствие чего вход в гортань открывается; при глотании надгортанник наклоняется кзади и книзу, закрывая вход в гортань, и пищевой комок проскальзывает в пищевод, лежащий позади гортани. Движения корня языка и надгортанника тесно связаны между собой. Движение языка вперёд влечет за собой выпрямление надгортанника, при таком его положении вход в гортань открывается. Перемещенный слишком далеко назад язык сдавливает надгортанник, который закрывает вход в гортань. Таким образом, от положения языка в значительной степени зависит положение надгортанника.

В просвете гортани находятся истинные и ложные голосовые связки. Истинные голосовые связки натянуты в передне-заднем направлении между щитовидным и черпаловидными хрящами. Спереди места прикрепления правой и левой связки находятся очень близко друг от друга на внутренней поверхности щитовидного хряща, несколько ниже места прикрепления надгортанника. Сзади они прикрепляются к голосовым отросткам правого и левого черпаловидных хрящей.

Благодаря вращательным движениям черпаловидных хрящей голосовые связки могут принять сагиттальное направление или переместиться в сторону. Пространство, находящееся между истинными голосовыми связками, носит название голосовой щели (rima glottidis). При сближении голосовых связок голосовая щель закрывается (фонаторная позиция); при боковом положении голосовых связок голосовая щель открыта (во время вдоха и выдоха). Параллельно истинным голосовым связкам лежат складки, представляющие собой дубликатуру слизистой оболочки. Эти складки носят название ложных голосовых связок или складок гортани.

– Также рекомендуем “Двигательный аппарат гортани. Участие мышц гортани в формировании голоса”

Оглавление темы “Физиология голоса в норме”:

  1. Гортань как голосовой инструмент. Хрящи и полость гортани
  2. Двигательный аппарат гортани. Участие мышц гортани в формировании голоса
  3. Иннервация гортани. Участие нервов гортани в формировании голоса
  4. Фонационная функция гортани. Развитие голоса у ребенка
  5. Голосовая функция гортани. Рефлексы формирования голоса у человека
  6. Типы постановки голоса. Мягкая, твердая и предыхательная постановка голоса
  7. Диапазон голоса певца. Грудной, головной регистры голоса
  8. Дыхание при пении в разных регистрах. Напряжение голоса – forte, piano
  9. Техника звукообразования при закрытии. Гортань и характер голоса при закрытии
  10. Вибрация голосовых связок. Хорошая и плохая вибрация у певцов

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 июля 2016; проверки требуют 6 правок.

Голосовой аппарат — совокупность органов, участвующих в голосообразовании. Состоит из трёх основных частей: легких с системой вдыхательных и выдыхательных резонаторов и излучателей звука[1].

Голосовой аппарат человека и птиц принадлежит к типу духовых инструментов, так как звук в нём образуется за счёт движения воздуха, выдыхаемого из лёгких. Струя воздуха колеблет упругие перепонки, которые и рождают звуковую волну. У человека роль таких вибраторов играют голосовые связки, находящиеся в гортани. Высота голоса увеличивается пропорционально натяжению мышц голосовых связок. Сила голоса определяется плотностью смыкания голосовых связок и воздушным давлением в лёгких и также прямо пропорциональна их плотности и силе[2].

Голосовой аппарат птиц[править | править код]

Голосовой аппарат птиц имеет не одну гортань, а две — верхнюю (larynx) и нижнюю (syrynx). Главная роль в образовании звуков принадлежит нижней, устроенной очень сложно. Само её наличие — отличие птиц от других животных. Располагается она в нижней части трахеи там, где трахея разветвляется на два главных бронха[2].

Нижняя гортань имеет два или четыре вибратора, работающих независимо друг от друга, что позволяет птице изображать из себя дуэт или квартет. Также она позволяет использовать в качестве сильнейшего резонатора трахею. У многих птиц последняя сильно увеличивается в длину и диаметре, увеличиваются также и бронхи, имеющие каждый по независимому источнику звука. Птица способна значительно изменять форму сложной системы голосового аппарата при помощи движений тела и натяжения специальных мышц. Это позволяет ей управлять высотой и тембром своего голоса[2].

Ритмические характеристики звука определяются рефлекторным содружеством нижней и верхней гортани. Верхняя выступает в роли стоп-крана на пути звукового потока[2].

Голосовой аппарат занимает значительную часть тела, что особенно характерно для маленьких птичек, у которых в процесс пения вовлекается весь организм[2].

Голосовой аппарат человека[править | править код]

В состав входят:

  • Ротовая и носовая полости с придаточными полостями
  • Глотка
  • Гортань с голосовыми складками
  • Трахея
  • Бронхи
  • Лёгкие
  • Грудная клетка с дыхательными мышцами и диафрагмой
  • Мышцы брюшной полости
  • Нервная система: соответствующие нервные центры головного мозга с двигательными и чувствительными нервами, соединяющими эти центры со всеми указанными органами, поскольку работу органов голосообразования нельзя рассматривать вне связи с центральной нервной системой, которая организует их функции в единый процесс, являющийся сложнейшим психофизическим актом.

Основными резонаторами в голосе человека являются глотка, ротовая и носовая полости и трахея[2].

Заболевания[править | править код]

Часто с заболеваниями голосового аппарата сталкиваются люди работа которых так или иначе связана с повышением голосовой нагрузки (учителя, певцы, лекторы, экскурсоводы и др.).

Наиболее встречаемые заболевания голосового аппарата — это потеря голоса, которое может наступить из-за следующих факторов:

  • острый ларингит, который возникает в результате перегревания, переохлаждения, приёма горячей или чрезмерно холодной пищи, воды, действия газов, дыма или других примесей в воздухе.
  • неврозы, возникающие из-за перенапряжения центральной нервной системы (стресс, нервный срыв, сильный испуг)
  • хронический насморк
  • фиброз голосовых связок
  • аденоиды
  • полипы носа
  • заболевания придаточных пазух носа
  • заболевания трахеи
  • бронхов и лёгких

Также вследствие курения происходит обжиг слизистой оболочки гортани и дыхательных путей, появление отёчности, кровоизлияний, утолщений, узлов и полипов голосовых связок.

Лечение[править | править код]

Российские ученые разрабатывают первый клеточный препарат для лечения фиброза голосовых связок, которому подвержены главным образом учителя, певцы, дикторы и артисты, может привести к полной потере голоса и затруднениям при дыхании. Ученые Первого Московского медицинского университета имени Сеченова создали инновационную технологию, способную вылечить фиброз и вернуть тканям связок эластичность. В основе методики − использование клеток самого пациента. Он уточнил, что речь идет о мультипотентных мезенхимальных стромальных клетках (ММСК), которые обладают уникальным регенеративным потенциалом. Клеточная терапия эффективнее хирургического вмешательства и не вызывает образования послеоперационного рубца.[3][4][5]

Примечания[править | править код]

Источник

Двигательный аппарат гортани. Участие мышц гортани в формировании голоса

Пространство выше ложных голосовых связок носит название преддверия гортани (vestibulum laryngis). Между ложными и истинными голосовыми связками по правой и левой стороне находятся углубления, называемые морганиевыми желудочками. Пространство ниже истинных голосовых связок носит название подсвязочной полости (cavum infraglotticum).

Величина и форма преддверья гортани, подсвязочной полости, а также морганиевых желудочков постоянно изменяются. Во время произношения и пения низких звуков они расширяются, и наоборот, во время образования высоких тонов уменьшаются в своих размерах. Вышесказанное подтверждается томографическими снимками гортани во время произношения низкой гласной у, а также высокой и.

Пространство под истинными голосовыми связками представляет собой резонаторную камеру, расширяющуюся книзу по направлению к трахеи. Это пространство имеет важное значение в формировании тембра голоса.

Движение гортани вверх и вниз, а также сближение и перемещение вбок голосовых связок, их натяжение и колебание происходит благодаря функции мышц гортани. Анатомические данные об этих мышцах читатель может найти в учебниках нормальной анатомии и отоларингологии.

В течение долгого времени не было известно, какое значение имеют некоторые наружные мышцы для фонации. Особенно много внимания исследователи посвящают выяснению роли грудинно-ключично-сосковой мышцы. Наружные мышцы гортани выполняют следующие функции: а) стабилизируют гортань в определенном положении; б) подтягивают гортань вверх; в) опускают гортань; г) выдвигают гортань вперед и д) перемещают её назад. Влияние этих мышц на голосообразование до сих пор полностью еще не выяснено.

Благодаря роботам Schilling получены исчерпывающие данные, касающиеся двух мышц гортани, а именно: перстнещитовидной и грудиннощитовидной.

Правая и левая перстне-щитовидные мышцы (mm. cricothyreoidei) натягивают истинные голосовые связки. Благодаря сокращению этих мышц щитовидный хрящ приближается к перстневидному хрящу, что сопровождается увеличением силы голоса.

При повреждении перстне-щитовидной мышцы тон голоса понижается и образование высоких звуков становится затруднительным. Голос в таких случаях — низкий, звучит как бы на одном уровне, утрачивается его мелодичность даже при обычной разговорной речи. Сила голоса также ослабляется, а в особенно тяжелых случаях бывает настолько слабой, что крик становится невозможным.

двигательный аппарат гортани

Полное нарушение функции перстне-щитовидных мышц наблюдается очень редко, частичное же нарушение функции этих мышц встречается сравнительно часто у людей, профессия которых связана с напряжением голоса; так, например, у певцов, актёров, лекторов, ораторов и т.д. У лиц с такими профессиями работа в несоответствующем им голосовом регистре часто приводит к чрезмерной нагрузке наружных мышц гортани. Такие люди являются частыми пациентами ларингологов и фониатров. Наружные мышцы гортани функционально связаны с внутренними мышцами гортани, и нарушение функции первых отрицательно сказывается на работе всего голосового аппарата. Чрезвычайно интересным фактом является то, что при ларингоскопии в таких случаях не удастся установить никаких отклонений от нормы, а патологические изменения становятся явными лишь во время образования низких и высоких звуков. В разделе о томографии гортани мы еще вернемся к этой теме.

Функция перстне-щитовидных мышц имеет особо важное значение у певцов. Эти мышцы могут быть перенапряжены в случаях ошибочного и ненужного стремления к расширению регистра голоса вверх, например, у ложных теноров, а на самом деле — баритонов, которых принуждают к исполнению произведений в высокой тесситуре. Антагонистами указанных выше мышц являются грудинно-щитовидные мышцы.

Правая и левая грудинно-щитовидные мышцы (mm. sternothyreoidei) при своём сокращении отпускают гортань, благодаря их сокращению уменьшается натяжение истинных голосовых связок и голос понижается. Эти мышцы удерживают гортань в определенном положении и препятствуют большим смещениям её.

Schilling на основании своих наблюдений пришел к заключению о том, что перстнещитовидные и грудинно-щитовидные мышцы регулируют деятельность внутренних мышц гортани и играют ведущую роль при звукообразовании. При повреждении этих мышц звукообразование становится невозможным, несмотря на то, что на слизистой оболочке гортани не удается обнаружить никаких патологических изменений. Так, при травме наружных мышц гортани у человека, работа которого связана с использованием голоса, может возникнуть вопрос об изменении его профессии.

В последнее время появилось значительное количество работ различных ученых (Farabeuf, Pirquet, Pressmann, Terracol), посвященных изучению функции одной из внутренних мышц гортани: а именно: наружной щиточерпаловидной мышцы (m. thyreo-arytenoideus externus).

Как указывает Terracol, наружная щиточерпаловидная мышца простирается вдоль всей длины гортани в передне-заднем направлении.

Мышца эта очень широкая, состоит из многочисленных переплетающихся между собой и покрывающих друг друга длинных волокон, в состав её входят также и циркулярные волокна. Farabeuf (цитируют по Terracol) считает, что в этой мышце можно выделить три пучка круговых мышечных волокон, являющихся отдельными самостоятельными мышцами, сжимающими гортань и расположенными на различной высоте по её длине:

1) на уровне ложных голосовых связок (sphincter ventricularis)

2) на уровне преддверия (sphincter vestibularis) и 3) на уровне истинных голосовых связок (sphincter glotticus). Вследствие наличия этих трёх сжимателей, механизм возникновения функциональных расстройств голоса, в основе которых лежат гипер-, гипо- и дискинетические феномены, часто является очень сложным. Парадоксальные результаты ларингоскопии и стробоскопии иногда усложняют диагностику заболевания.

Мышцы гортани функционируют комплексно, а не каждая в отдельности. Они выполняют следующую работу: 1) разъединяют истинные голосовые связки во время вдоха и выдоха; 2) сближают истинные голосовые связки и обеспечивают их смыкание во время фонации; 3) обусловливают стабилизацию гортани; 4) укрепляют голосовые связки; 5) натягивают истинные голосовые связки; 6) укрепляют их свободный край. Биологически важная функция — перемещение вбок истинных голосовых связок во время вдоха и выдоха (расширение голосовой щели) осуществляется благодаря сокращению одной только задней перстне-черпаловидной мышцы, которая является антагонистом остальных мышц гортани, сближающих истинные голосовые связки во время фонации.

– Также рекомендуем “Иннервация гортани. Участие нервов гортани в формировании голоса”

Оглавление темы “Физиология голоса в норме”:

  1. Гортань как голосовой инструмент. Хрящи и полость гортани
  2. Двигательный аппарат гортани. Участие мышц гортани в формировании голоса
  3. Иннервация гортани. Участие нервов гортани в формировании голоса
  4. Фонационная функция гортани. Развитие голоса у ребенка
  5. Голосовая функция гортани. Рефлексы формирования голоса у человека
  6. Типы постановки голоса. Мягкая, твердая и предыхательная постановка голоса
  7. Диапазон голоса певца. Грудной, головной регистры голоса
  8. Дыхание при пении в разных регистрах. Напряжение голоса – forte, piano
  9. Техника звукообразования при закрытии. Гортань и характер голоса при закрытии
  10. Вибрация голосовых связок. Хорошая и плохая вибрация у певцов

Источник

Читайте также:  Морфологическая особенность детской гортани