Гортань их открытый гроб
Свт. Афанасий Великий
Яко несть во устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху
Сердце их суетно, то есть, сердце мудрых века сего, или и еретиков; ибо не знают они слова истины. Гроб отверст гортань их, языки своими льщаху. Умягчают они язык свой и изрыгают смертоносные учения.
Толкование на псалмы.
Свт. Иоанн Златоуст
Яко несть во устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху
«Ибо нет в устах их истины: сердце их – пагуба». Мне кажется, здесь он говорит и о тех, которые находятся в заблуждении, осуждая уста и сердце, как чуждые всего доброго, и о тех, которые живут порочно.
«Гортань их – открытый гроб» разумеет или то, что они склонны к убийству, или то, что они произносят мертвящие и зловонные учения. Впрочем, не погрешит и тот, кто гробом отверстым назовет уста, произносящие срамные слова, потому что это зловоние, исходящее из гниющей души, гораздо хуже чувственного зловония. Таковы же уста корыстолюбцев, которые не произносят ничего здравого, а одни убийства и хищения. Итак, да не будут уста твои гробом, но пусть будут сокровищницею. Сокровищницы весьма много отличаются от гробов тем, что последние портят то, что принимают, а первые сохраняют. Поэтому имей и ты всегда пребывающее богатство любомудрия в устах, а не зловоние какое-нибудь и гнилость. И не просто сказала: «гроб», но: «открытый гроб», чтобы лучше выразить их отвратительность. Такие слова следует скрывать; а они произносят их, и таким образом еще больше обнаруживают болезнь свою. С мертвыми телами мы поступаем иначе, предаем их земле; а они поступают с своими словами наоборот, и что следовало бы скрывать в глубине сердца и подавлять, то они произносят, причиняя вред многим и предлагая на всеобщее позорище. Будем же, увещеваю вас, отгонять от себя таких людей. Если мертвые тела мы погребаем вне города, то тем больше нужно отгонять куда-нибудь далеко произносящих мертвые и срамные слова и не желающих скрывать их, потому что такие уста – зараза для целого города.
«Языком своим льстят». Вот и другой вид зла. Одни скрывают коварство в душе своей, произнося слова льстивые, а другие так злы, что сами слова помрачают своею злобою и строят козни и обманы.
Беседы на псалмы. На псалом 5.
Свт. Тихон Задонский
Яко несть во устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху
Здесь изображаются люди нечестивые, которые всякие неправды и гонения возводят на благочестивых.
Нет во устах их истины: что ни говорят, всегда лгут. О таковых еще в другом псалме говорит: Уста его полны проклятий, и горечи, и лести: под языком его мучение и болезнь (Пс 9:28).
Сердце их суетно. О таковых говорит Христос: Злой человек из злого сокровища выносит злое (Мф 12:35), ибо из сердца их исходят злые помыслы (Мф 15:19), они подобны окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты (Мф 23:27). На сердце их не иное что, как только суета, и о том только думают и замышляют в сердце своем, как бы здесь прославиться и обогатиться.
Как гроб открытый, гортань их. Как от гроба, в котором труп смердящий лежит, исходит смрад, так и от них не иное что, как смрад нечестия, лести и хулы исходит.
Языками своими льстят. О таковых в другом месте говорит: Слова их мягче масла, но ранят они, как стрелы (Пс 54:22). Такие люди ласково говорят, но в сердце иное замышляют. Смягчают слова свои, но ими, как стрелами, хотят уязвить, и уязвляют. Снаружи кажутся друзьями, но внутри злые враги. Ибо злее скрытый враг, нежели явный. Так Иуда, предатель Господа нашего, устами говорил Ему: Радуйся Равви! И поцеловал Его, – но теми словами и поцелуем как знаком предавал Господа и Учителя своего в руки врагов Его (Мф 26:48-49). И таковых людей все более и более умножается, чем ближе конец мира наступает. От таких сердец, как служителей дьявольских, много пострадает благочестивая душа.
Размышления и замечания из текстов. Размышление 10.
Блж. Феодорит Кирский
Ст. 10-11 Яко несть во устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху. Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих: по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша Тя, Господи
«Яко несть во устех их истины;» то есть, непрестанно оскверняют язык ложью.
«Сердце их суетно». Словам их соответствуют и помыслы, с устами в согласии и мысль.
«Гроб отверст гортань их». Закрытые гробы в себе таят зловоние, а гробы отверстые распространяют из себя великое зловоние. И они изрыгают таковыя слова, исполненныя всякаго нечестия и зловония. А под сим разумеет Пророк хулы их на Бога, и слова непотребныя и вольномысленныя.
«Языки своими лщаху. Суди им Боже». Произносимаго устами их еще хуже то, что таят они внутри себя; потому что, поступая коварно, готовят тысячи замыслов против ближних.
«Да отпадут от мыслей своих, по множеству нечестия их изрини я». Поэтому пусть будут приведены на суд Твой, Владыка, не успеют в том, что злоумышляют на нас, дознают же на опыте, что ткут они паутинную ткань, и понесут наказание достойное их замыслов.
«Яко преогорчиша Тя Господи». Ибо против Тебя воздвигли они брань, ополчившись на преданных Тебе.
Евфимий Зигабен
Яко несть во устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху
Яко несть во устех их истины, сердце их суетно
Они (т.е. враги), беспрестанно говорят ложь, потому что это обманщики,—и всегда они заняты бывают мыслями бесполезными и пустыми, так как вместе с тем суть и люди коварные.
Гроб отверст (раскрытый) гортань их
Это сказано—или по причине мертвых догматов и зловонного богохульства еретиков, или же по причине вообще быстро разрушающихся, подобно мертвому трупу, их безрассудных изречений, или же наконец (скажем на основании истории) по причине гнусной надменности, какою исполнены были речи врагов Давида. А гроб, если только он закрыт, скрывает не только находящейся в нем труп, но и дурной запах, издаваемый им.
Языки своими льщаху (коварствовали)
Всякий коварный есть в тоже время и лжец, но не всякий лжец бывает человеком коварным, и злые действия человека коварного гораздо опаснее и вреднее. А против меня, говорит, враги мои действовали ложью и коварством вместе.
Лопухин А.П.
Яко несть во устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху
«Ради врагов моих», чтобы гибелью Давида не дать восторжествовать его врагам и считать себя правыми во всех их дурных действиях
«Нет в устах их истины» – враги распространяли о Давиде ложные сведения в народе (см. 2 Цар XV:2-6); «сердце их – пагуба» – они стремятся не к истинному благу народа, но к мелочным и честолюбивым целям, к завладению престолом и к почету (2 Цар XV:10); «гортань их – открытый гроб», распространением лжи они развращают народ и губят его, так как призывают народ к действиям беззаконным и противным Богу, Который не даст восторжествовать неправде.
Прот. Григорий Разумовский
Яко несть во устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху
См. Толкование на Пс. 5:9
Источник
Свт. Феофан Затворник
Гроб отверст гортань их, языки своими лщаху: яд аспидов под устнами их
Первая половина стиха взята из 5-го псалма, стих 10; вторая — из 3-го стиха 139-го псалма.
Гроб отверст гортань их. Что внутри, то и на языке. Что замышляют, в чем находят удовольствие, на что обращены все планы, о том и речь у них всегда. И как там преобладает непотребство и безблагостность; то это же господствует и в беседах. Гроб отверстый распространяет зловоние и дает знать, что в нем тлеет тело человека. И язык уклонившегося от Бога и впадшего в непотребство и злобу распространяет зловоние нечестия, непотребства и злости и дает разуметь, что душа его тлеет от разлагающего ее действия страстей. — Что в каждом речь, то в обществе — литература. По ней можно узнавать, каково общество.
Языки своими лщаху. То вообще о языке страстных сказано; теперь переходит к перечислению видов непотребства языка. Первое — лесть. Лщаху — έδολωϋσαν. — Δόλος — злокозненность. Злокозненность языка есть искусство прикрывать злые цели доброю речью и чрез то вводить другого в обман и в ущерб своих ради выгод. Это прямое следствие эгоизма. Сходится ли эгоизм с эгоизмом или эгоизм с благостынею, эгоизму без лести нельзя действовать. Там потому, что иначе, раздражив эгоизм другого, возбудит себе противодействие; здесь потому, что иначе, обнажив себя, обнаружит в себе то, от чего отвращается благостыня. Страстному эгоизму неизбежно приходится потому хитрить, прикрывая себя лестию.
Яд аспидов под устнами их. — Под устнами — под речами или в речах. Яд аспидов — зловредность и пагуба. Послушайся только того, что они говорят, и зло постраждешь. Будет с тобою то же, что с приявшим яда аспидова. — Этим означается высшая степень того, что означает изречение: языки своими лщаху. Когда языком льстят, еще наводят только на зло, вплетают в какие-либо дела и предприятия, от которых тем вред, а им выгода; а когда яд аспидов в речах, то зло впускается в душу вместе с речами. Тут можно разуметь хулителей путей Божиих и распространителей злых учений. Прикрыв ложь красным правдоподобием, вводят ее в душу и, изгнав из нее истину, оядотворяют сею ложью.
Толкование послания апостола Павла к Римлянам.
Прп. Ефрем Сирин
Гортань их – открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их
См. Толкование на Рим. 3:9
Блж. Феофилакт Болгарский
Гортань их – открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их
См. Толкование на Рим. 3:9
Ориген
Гортань их – открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их
Позаимствовав из пятого псалма, апостол затем говорит: Гортань их – открытый гроб (Пс. 5:10). Как мне кажется, этими словами он описывает различные грехи человеческого рода. Всякий гроб скрывает нечистоту трупа умершего, почему и Господь в Евангелии говорит о книжниках и фарисеях, что они – гробы побеленные, которые снаружи кажутся людям красивыми, внутри же полны всякой нечистоты (см. Мф. 23:27). Представляется, что Павел в этом месте указывает, что на тех, о ком речь, лежит некая более значительная вина, поскольку он называет их гробом не закрытым и затворенным, но открытым. Ибо «закрытыми гробами» называются те, кого стыд до некоторой степени удерживает от открытого греха и от обнародования своих преступлений. А «открытым гробом» именуются те, кто свои скверны и нечистоту выставляют напоказ, кто имеет привычку и постоянство в своих злодеяниях, что есть крайний среди пороков, устраняющий даже стыд за содеянное, так что они уже не открывают своих уст для произнесения слова Божия, слова живого, но отверзают свою гортань
и произносят мертвое слово, слово дьявольское, не от сердца, но из гроба. Поэтому если ты когда-либо увидишь человека, который похабными устами
своими извергает бесстыдные слова или устами надменными и яростными произносит брань и хулу, – не сомневайся, что это о нем сказано, что гортань его – открытый гроб, ибо от избытка сердца говорят уста (Мф. 12:34; ср. Лк. 6:45; Притч. 24:2).
К этому прибавлено: языком своим обманывают. Обман, это когда человек языком говорит одно, в то время как в сердце таит другое. Не знаю,
оставляет ли этот грех незатронутым всякого праведника или избранного, но полагаю, что кто больше, кто меньше, однако никто не свободен от него совершенно, разве лишь Тот, о Котором написано: «Кто греха не сотворил, и не обрелось обмана в устах Его» (Ис. 53:9). Ибо если даже найдется кто-либо усердный и осторожный, то, возможно, в более важных вещах он и убережет себя, однако можно ли найти человека, который не впал бы в подобное дело либо по застенчивости, либо из-за небрежности? Ведь иногда по забывчивости люди упускают то, о чем следовало позаботиться, и, чтобы не обнаружить вины, оправдываются в этом иначе, нежели поступали…
Яд аспидов на губах их. Змеиный укус убивает ядом тело, а укус отравленного слова убивает ложью душу. Это может случиться как из-за тех,
кто обольщает людей клеветническими нашептываниями, так и из-за тех, кто еретическим учением, зараженным дьявольским ядом, обманывает души простецов.
Комментарии на Послание к Римлянам.
Амвросиаст
Гортань их – открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их
Будучи уже уловлены злом, они, если представится такой случай, желали бы пожрать также и добрых. Ибо подобно тому как гроб пребывает открытым для принятия трупов, так и их гортань открыта на добрых… Апостол говорит таким образом потому, что слова подобных людей – мышеловка. Они говорят для того, чтобы ввести в обман: подобно змее, у которой изо рта выливается яд, из их уст вытекают злословие и ложь.
Комментарий на Послание к Римлянам.
Лопухин А.П.
Гортань их – открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их
См. Толкование на Рим. 3:10
Источник
Толкование на группу стихов: Рим: 3: 13-13
Будучи уже уловлены злом, они, если представится такой случай, желали бы пожрать также и добрых. Ибо подобно тому как гроб пребывает открытым для принятия трупов, так и их гортань открыта на добрых… Апостол говорит таким образом потому, что слова подобных людей – мышеловка. Они говорят для того, чтобы ввести в обман: подобно змее, у которой изо рта выливается яд, из их уст вытекают злословие и ложь.
Источник
Амвросиаст, Комментарий на Послание к Римлянам.CSEL 81:107, 109.
Толкование на группу стихов: Рим: 3: 13-13
Дальше апостол Павел берет слова царя Давида из 5-го и 139-го псалмов: «Гортань их — открытый гроб». Их горло является открытой могилой. Представьте, какое амбре будет идти из открытой могилы с лежащим в ней трупом. Будет стоять зловоние. Так и язык уклонившегося от Бога, впавшего в непотребство человека распространяет зловоние — скверные слова. Иногда с людьми общаешься и просто говорить невозможно, потому что уши вянут от мата. А это потому, что гортань их — открытая могила. Из глотки, как зловоние, исходят смрадные слова, злоба, ненависть, гнев. Эти люди могут даже не материться, но при этом видеть во всех только зло: «Да вы что на этого смотрите? Он негодяй. А на этого что смотрите? Он никому не подает милостыни. В нем только корыстные интересы. А про этого вы знаете?» И так далее. Про всех только зло, нечистота и гадость. Есть такой огромный пласт людей. И возражать им боятся. Ты ему возразишь, и как-то неудобно получится. Надо закрывать им рот. Коли могилка открытая, надо, дабы не пахло, землицей присыпать. Сказать: «Рот закрой!» Если даже человек старше тебя, какая разница? Могила (старая она или молодая) все равно смердит.
Во второй цитате, взятой из 139-го псалма Давида, сказано: «Языком своим обманывают; яд аспидов на губах их». Это очень точное описание. Апостол правильно соединил две цитаты. Те же самые люди, что ругают других, льстят тебе своим языком. Этот тип людей встречается повсеместно. Человек в лицо скажет тебе одно, а потом нашепчет: «Знаете, какой он гад?» Так и сказано, что яд аспидов у них под губами. Они языком льстят: «Да, все здорово, все замечательно», а под языком у них скрыт яд, отрава аспида, страшного ядовитого змея. Скрыт яд гадюки или кобры, шепот за спиной, который может просто убить человека.
Святитель Феофан Затворник хорошо толкует это место: «Послушайся только того, что они говорят, и зло постраждешь. Будет с тобою то же, что с приявшим яда аспидова»1. Все это прямое следствие эгоизма. Следствие того, что человек постоянно думает, как бы выставить себя на фоне других. Давно известно, что если не можешь прославить себя при помощи добрых дел (это тяжело, нужно работать), то стоит лишь опозорить других — и будешь на их фоне белым и пушистым. Много добрых дел делать неинтересно, а коли все остальные подлецы, значит, я хороший. Это удобный способ, и именно из-за него возникает страшный эгоизм.
Примечания
- 1 Святитель Феофан Затворник. Толкования Посланий апостола Павла. К Римлянам // Собрание сочинений в 31-м томе. Том 8. — М.: Правило веры, 2008.
Источник
Священник Даниил Сысоев. Толкование на Послание апостола Павла к Римлянам. В 4 частях. Часть 1. Причины неверия в Бога. — М.: Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», 2018. — С. 157-159
Толкование на группу стихов: Рим: 3: 13-13
Толкование на группу стихов: Рим: 3: 9-19
Что убо? Преимеем ли? Имеем ли преимущество? Указанное во 2 Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие.Рим. 3:2 стихе преимущество остаётся действительным преимуществом Иудеев и даже служит основанием преимуществ, которыми Иудеи так гордились — например, обрезания, происхождения от Авраама. Апостол теперь спрашивает: даёт ли это преимущество Иудеям какое-нибудь право на оправдание перед Богом — и отвечает: никакоже, вовсе нет.
Для подтверждения своих слов он приводит целый ряд свидетельств из Ветхаго Завета, которыми доказывает, что не было между людьми ни одного человека, который бы собственными силами мог сделать что-нибудь доброе, и при этом замечает, что сказанное относится к самим Иудеям, как сущим в Законе. Да всяка уста заградятся — разумеет не то, что Иудеи грешили для того, чтобы заградить уста их: но для того были обличаемы, чтобы сознали свой грех (Златоустый).
Примечание. Доказываемая Апостолом мысль о греховности всех людей не противоречит упоминаниям Ветхаго Завета о многих лицах, что они были праведны перед Богом и творили правое. Сам Апостол в Послании к евреям (глава 11) приводит целый ряд праведников из Ветхаго Завета; но то были праведники от веры, а не от дел Закона. Изображая мрачными красками состоящих под Законом, Апостол не касается оправданных верою, или вернее — не касается их праведности от веры, а говорит, что все люди — даже праведники — пока надеялись спасения от дел Закона, не могли быть оправданы.
Толкование на группу стихов: Рим: 3: 10-18
… и сперва представляет обвинителем Давида, который пространно изображает то, что Исаия выразил кратко, — налагая на них (иудеев) крепкую узду, чтобы они не убежали, и чтобы всякий из поучаемых о вере слушателей, будучи достаточно убежден обвинениями пророков, не уклонился. Пророк же указывает три большие недостатка, говоря, что они все без исключения делали зло, не примешивали ко злу добра, но предавались только одному пороку, и, наконец, делали зло со всею настойчивостью.
Толкование на группу стихов: Рим: 3: 13-13
τάφοςмогила, άνεωγμένος perf. pass. part, от άνοίγω открывать. λάρυγξ гортань, έδολιούσαν impf. ind. act. от δολιόω обманывать, практиковать или использовать обман. Об impf. от согласованных гл. с окончанием aor. см. МН, 195. ιός яд. άσπίς аспид, египетская кобра (RWP). Акцент здесь — не на злобной природе, а на быстром, фатальном действии яда (ΖΡΕΒ, 5:366; DDD, 1407-10). χείλος 0*5667) губа.
Толкование на группу стихов: Рим: 3: 13-13
Принцип объединения этих доказательных текстов аналогичен раввинскому принципу gezerah shavah (связыванию ветхозаветных текстов на основании ключевого слова). Во всех этих стихах упоминаются части тела: гортань, язык, губы и уста (13 Гортань их – открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их.Рим. 3:13, 14; соответственно, 9 Господи! путеводи меня в правде Твоей, ради врагов моих; уровняй предо мною путь Твой.Пс. 5:9; 3 они злое мыслят в сердце, всякий день ополчаются на брань,Пс. 139:3; 28 уста его полны проклятия, коварства и лжи; под языком – его мучение и пагуба;Пс. 9:28); ноги (15 Ноги их быстры на пролитие крови;16 разрушение и пагуба на путях их;17 они не знают пути мира.Рим. 3:15-17; 7 Ноги их бегут ко злу, и они спешат на пролитие невинной крови; мысли их – мысли нечестивые; опустошение и гибель на стезях их.Ис. 59:7, 8) и глаза (18 Нет страха Божия перед глазами их.Рим. 3:18; 2 Нечестие беззаконного говорит в сердце моем: нет страха Божия пред глазами его,Пс. 35:2). Еврейские учителя утверждали, что греховные побуждения (см. коммент. к 10 а я умер; и таким образом заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти,Рим. 7:10, 11) управляют всеми частями тела (по позднейшим подсчетам, в теле было 248 частей). Особое внимание, уделенное грехам, связанным с органами речи, вероятно, не случайно, поскольку римские христиане жаловались друг на друга (см. гл. 14).
Толкование на группу стихов: Рим: 3: 13-13
«Гроб», «язык», «яд».
Позаимствовав из пятого псалма, апостол затем говорит: Гортань их – открытый гроб (10 Ибо нет в устах их истины: сердце их – пагуба, гортань их – открытый гроб, языком своим льстят.Пс. 5:10). Как мне кажется, этими словами он описывает различные грехи человеческого рода. Всякий гроб скрывает нечистоту трупа умершего, почему и Господь в Евангелии говорит о книжниках и фарисеях, что они – гробы побеленные, которые снаружи кажутся людям красивыми, внутри же полны всякой нечистоты (См. 27 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты;Мф. 23:27).
Представляется, что Павел в этом месте указывает, что на тех, о ком речь, лежит некая более значительная вина, поскольку он называет их гробом не закрытым и затворенным, но открытым. Ибо «закрытыми гробами» называются те, кого стыд до некоторой степени удерживает от открытого греха и от обнародования своих преступлений. А «открытым гробом» именуются те, кто свои скверны и нечистоту выставляют напоказ, кто имеет привычку и постоянство в своих злодеяниях, что есть крайний среди пороков, устраняющий даже стыд за содеянное, так что они уже не открывают своих уст для произнесения слова Божия, слова живого, но отверзают свою гортань и произносят мертвое слово, слово дьявольское, не от сердца, но из гроба. Поэтому если ты когда-либо увидишь человека, который похабными устами своими извергает бесстыдные слова или устами надменными и яростными произносит брань и хулу, – не сомневайся, что это о нем сказано, что гортань его – открытый гроб, ибо от избытка сердца говорят уста (34 Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста.Мф. 12:34; ср. 45 Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его.Лк. 6:45; 2 потому что о насилии помышляет сердце их, и о злом говорят уста их.Притч. 24:2).
К этому прибавлено: языком своим обманывают. Обман, это когда человек языком говорит одно, в то время как в сердце таит другое. Не знаю, оставляет ли этот грех незатронутым всякого праведника или избранного, но полагаю, что кто больше, кто меньше, однако никто не свободен от него совершенно, разве лишь Тот, о Котором написано: «Кто греха не сотворил, и не обрелось обмана в устах Его» (9 Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его.Ис. 53:9). Ибо если даже найдется кто-либо усердный и осторожный, то, возможно, в более важных вещах он и убережет себя, однако можно ли найти человека, который не впал бы в подобное дело либо по застенчивости, либо из-за небрежности? Ведь иногда по забывчивости люди упускают то, о чем следовало позаботиться, и, чтобы не обнаружить вины, оправдываются в этом иначе, нежели поступали…
Яд аспидов на губах их. Змеиный укус убивает ядом тело, а укус отравленного слова убивает ложью душу.
Это может случиться как из-за тех, кто обольщает людей клеветническими нашептываниями, так и из-за тех, кто еретическим учением, зараженным дьявольским ядом, обманывает души простецов.
Источник
Ориген, Комментарии на Послание к Римлянам. CER 2:72-76; Часть 3.3-4.
Толкование на группу стихов: Рим: 3: 13-13
Гортань их – открытый гроб. Смешиваясь с лестью, зловоние их учения убивает слушающих. Вот почему гроб запечатывается так тщательно – чтобы не нести зловонную заразу живущим. Языком своим обманывают. Одно у них на устах, другое – в сердцах. Яд аспидов. Считается, что яд этих гадов наиболее сильный.
Источник
Пелагий, Толкования на послания Павла. PLS 1:1127.
Толкование на группу стихов: Рим: 3: 10-18
Обличения, какие высказаны против иудеев Апостолом, согласны с теми отзывами, какие еще ранее сделаны были об иудеях их собственными пророками. Сначала Апостол приводит обличения из псалмов (1 Начальнику хора. Псалом Давида. Сказал безумец в сердце своем: “нет Бога”. Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро.2 Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога.3 Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного.Пс. 13:1-3; 10 Ибо нет в устах их истины: сердце их – пагуба, гортань их – открытый гроб, языком своим льстят.Пс. 5:10; 3 они злое мыслят в сердце, всякий день ополчаются на брань,Пс. 139:3; 28 уста его полны проклятия, коварства и лжи; под языком – его мучение и пагуба;Пс. 9:28), потом из кн. Притчей и Исаии (16 потому что ноги их бегут ко злу и спешат на пролитие крови.Притч. 1:16; 7 Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это.Ис. 9:7, 8) и потом опять из псалмов (2 Нечестие беззаконного говорит в сердце моем: нет страха Божия пред глазами его,Пс. 35:2).
Заметно, что сначала он рисует развращение человеческое в самых общих чертах (ст. 10-12), а потом упоминает о двух особых проявлениях этого развращения – в области слова (13-14) и в области дела (15-17). Заключает он все изображение указанием на источник развращения – отсутствие в людях страха Божия (18).
См. также Толкование на 9 Итак, что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом,Рим. 3:9
Источник