Гортань и крупные бронхи образованы
Контрольная работа по теме
«Дыхание» (8 класс)
1 вариант
Часть 1.
В заданиях А-1 – А-8 отметьте один верный ответ и занесите его в таблицу:
А-1
А-2
А-3
А-4
А-5
А-6
А-7
А-8
А-1. Куда попадает воздух из гортани?
1. Лёгкие 3. Бронхи
2. Трахея 4. Ротоглотка
А-2. К верхним воздухоносным, или дыхательным, путям относят:
1. Трахея 3. Носоглотка
2. Бронхи 4. Гортань
А-3. Резервный объём вдоха составляет:
1. 0,5-0,75 л воздуха 3. 0,75-1 л воздуха
2. 0,25-0,5 л воздуха 4. 1,5-2 л воздуха
А-4. Укажите, в каком отделе головного мозга находится дыхательный центр?
1. Продолговатый мозг 3. Промежуточный мозг
2. Мозжечок 4. Средний мозг
А-5. В покое частота дыхания взрослого человека в 1 минуту составляет в среднем:
1. 13-15 3. 21-24
2. 16-20 4. 12-14
А-6. Сколько процентов кислорода содержится в составе вдыхаемого воздуха?
1. 16,4% 3. 0,03%
2. 4,1% 4. 21%
А-7. Укажите возбудителя туберкулёза:
1. Микобактерии 3. Стафилококки
2. Вирусы 4. Вибрионы
А-8. Укажите фактор риска дыхательной системы:
1. Регулярные физические упражнения 3. Курение
2. Регулярная влажная уборка помещений 4. Поддержание правильной осанки
Часть 2.
В-1. Установите соответствие между лёгочными объёмами.
А. Дыхательный объём
1. 1-1,5 л воздуха
Б. Резервный объём выдоха
2. 4,8 л воздуха
В. Жизненная ёмкость лёгких у мужчин
3. 0,5 л воздуха
Г. Жизненная ёмкость лёгких у женщин
4. 1,5-2 л воздуха
5. 3,3 л воздуха
А
Б
В
Г
В-2. Установите последовательность механизма вдоха:
А
Межрёберные мышцы поднимают грудную клетку вверх, вперёд и в стороны.
Б
Объём грудной клетки увеличивается.
В
Сокращение дыхательных мышц.
Г
Диафрагма опускается вниз и становится более плоской.
Д
Давление в лёгких снижается.
Ж
Объём лёгких увеличивается.
Е
Наружный воздух через дыхательные пути поступает в альвеолы
1
2
3
4
5
6
7
В-3. Вставьте в текст пропущенные слова из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Соответствующие цифры запишите в таблицу.
Носовая…(А) состоит из нескольких извилистых…(Б), разделённых перегородкой …(В) на левую и правую ….(Г). Из носовой…(А) воздух попадает в …(Д), затем в …(Ж) с которой сообщается ротовая…(А). Пройдя через …(Ж), воздух попадает в …(Е)
Перечень слов:
1. Ротоглотка 3. Полость 5. Ходы 7. Гортань
2. Нос 4. Половины 6.Носоглотка 8. Трахея
А
Б
В
Г
Д
Ж
Е
Часть 3.
С-1. Назовите основные типы дыхательных поверхностей у животных:
А Б В Г
А
Б
В
Г
С-2. Объясните, в чём сходство и чем отличаются эти химические реакции:
гемоглобин + кислород (О2) оксигемоглобин
гемоглобин + оксид карбона (СО) карбоксигемоглобин
Контрольная работа по теме
«Дыхание» (8 класс)
2 вариант
Часть 1.
В заданиях А-1 – А-8 отметьте один верный ответ и занесите его в таблицу:
А-1
А-2
А-3
А-4
А-5
А-6
А-7
А-8
А-1. Куда попадает воздух из носовой полости?
1. Ротоглотка 3. Носоглотка
2. Глотка 4. Гортань
А-2. К нижним воздухоносным, или дыхательным, путям относят:
1. Ротовая полость 3. Носоглотка
2. Гортань 4. Ротоглотка
А-3. Остаточный объём составляет:
1. 0,5-0,75 л воздуха 3. 1-1,5 л воздуха
2. 0,25-0,5 л воздуха 4. 2-2,5 л воздуха
А-4. Укажите количество слоёв клеток, которые входят в состав стенки лёгочных пузырьков – альвеол:
1. Четыре 3. Два
2. Три 4. Один
А-5. Укажите положение диафрагмы во время вдоха:
1. Поднимается вверх 3. Не изменяет своё положение
2. Опускается вниз 4. Поднимается вверх и затем опускается вниз
А-6. Сколько процентов кислорода содержится в составе выдыхаемого воздуха?
1. 16,4% 3. 0,03%
2. 4,1% 4. 21%
А-7. Укажите, где осуществляется газообмен между лёгкими и кровью?
1. Бронхиолы 3. Бронхи
2. Альвеолы 4. Главный бронх
А-8. Укажите возбудителя гриппа:
1. Вирусы 3. Стафилококки
2. Микобактерии 4. Вибрионы
Часть 2.
В-1. Установите соответствие между верхними и нижними дыхательными путями.
А. Верхние дыхательные пути
1. Гортань
2. Носовая полость
Б. Нижние дыхательные пути
3. Ротоглотка
4. Бронхи
5. Носоглотка
6. Трахея
А
Б
В-2. Установите последовательность механизма выдоха:
А
Межрёберные мышцы расслабляются.
Б
Объём грудной клетки уменьшается,
В
Давление в лёгких становится выше атмосферного.
Г
Диафрагма поднимается вверх.
Д
Грудная клетка опускается вниз.
Ж
Лёгкие сжимаются.
Е
Воздух выходит в окружающую среду
1
2
3
4
5
6
7
В-3. Вставьте в текст пропущенные слова из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Соответствующие цифры запишите в таблицу.
Гортань, …(А) и крупные бронхи образованы …(Б) полукольцами, поэтому их просвет остаётся постоянным и обеспечивает условия для циркуляции …(В). Один их хрящей гортани -…(Г). В состав гортани входят также связки, суставы, …(Д). Спереди и с боков гортань прикрывается …(Ж) хрящом.
А
Б
В
Г
Д
Ж
Перечень слов:
1. Воздух 3. Трахея 5. Щитовидный
2. Надгортанник 4.Мышцы 6.Хрящевыми
Часть 3.
С-1. Внимательно рассмотрите рисунок. Укажите, какой процесс на нём изображён, каково его значение?
С-2. Как концентрация углекислого газа в крови влияет на работу дыхательного центра? Какой это тип регуляции дыхания?
Литература.
Сало Т.А., Деревинская Л.В., Сало О.В. Биология человека. 8 класс. – Харьков, 2002
Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Цехмистренко Т.А. Биология. Человек. Культура здоровья. 8 класс. – М.: «Просвещение», 2014
Ответы к контрольной работе по теме «Дыхание» (8 класс)
1 вариант
Часть 1.
В заданиях А-1 – А-8 отметьте один верный ответ и занесите его в таблицу:
А-1
А-2
А-3
А-4
А-5
А-6
А-7
А-8
2
3
4
1
2
4
1
3
Часть 2.
В-1.
А
Б
В
Г
3
1
2
5
В-2.
1
В
2
Г
3
А
4
Б
5
Ж
6
Д
7
Е
В-3.
А
Б
В
Г
Д
Ж
Е
3
5
2
4
6
1
7
Часть 3.
А
Б
В
Г
поверхность тела
жабры
трахеи
лёгкие
2 вариант
Часть 1.
В заданиях А-1 – А-8 отметьте один верный ответ и занесите его в таблицу:
А-1
А-2
А-3
А-4
А-5
А-6
А-7
А-8
3
2
3
4
2
1
2
1
Часть 2.
В-1.
А
2
5
Б
1
4
6
В-2.
1
А
2
Д
3
Г
4
Б
5
Ж
6
В
7
Е
В-3.
А
Б
В
Г
Д
Ж
3
6
1
2
4
5
Часть 3.
С-1.
Газообмен в лёгких.
Источник
Эволюционно сложилось так, что для жизнедеятельности человека необходим кислород. Как доставить его к органам и тканям? Сегодня говорим о дыхательной системе и особенностях её функционирования.
Как всё устроено?
Дыхательная система представлена целым рядом анатомических образований. Классификационно их подразделяют на дыхательные пути (верхние и нижние) и дыхательные органы. Верхние дыхательные пути – это полость носа, носовая и ротовая часть глотки. Нижние – гортань, трахея и бронхи. К дыхательным органам относят легкие. В обиходе и по факту, говоря об органах дыхания человека, могут подразумеваться отдельные анатомические образования и дыхательных путей. Например, гортань, трахея – это не только часть нижних дыхательных путей, но и самостоятельные органы.
Воздух попадает в легкие не сам по себе, туда его необходимо «втянуть», что и происходит в процессе вдоха. В этом участвуют диафрагма, наружные межреберные и межхрящевые мышцы. Во время вдоха диафрагма несколько уплощается, грудная клетка расширяется, что обеспечивается поступательное движение воздуха в дыхательные пути и легкие.
Пройдя весь путь от ноздрей до конечных разветвлений бронхиального дерева, воздух попадает в замкнутые «пузырьки» – альвеолы. Они и составляют основную функциональную часть легких.
Читайте по теме: Дышите легко и чисто! Вся правда о бронхитах
Но как кислороду дойти до конечных целей – органов? Снаружи альвеола покрыта сетью мелких кровеносных сосудов, по которым непрерывно течет кровь. Одна из разновидностей клеток крови – эритроциты, заполненные веществом гемоглобином. Именно он и осуществляет перенос газов в организме.
Кислород из альвеолярного воздуха «просачивается» в кровь, где «захватывается» гемоглобином. При этом в альвеолу поступает углекислый газ – продукт жизнедеятельности клеток. Обогатившиеся кислородом эритроциты разносят его по организму, а углекислый газ выделяется во внешнюю среду путем выдоха. В отличие от вдоха – всегда активного процесса – выдох пассивен, но при необходимости может быть и активным. В активном выдохе также участвуют мышцы – внутренние межреберные и мышцы брюшной стенки.
Определенную роль в процессе дыхания играет отрицательное внутриплевральное давление.
Процесс дыхания человека сложен и регулируется различными способами. Рассмотрим некоторые из них.
За дыхание отвечает дыхательный центр – скопление нервных клеток в продолговатом мозге.
Читайте по теме: Что поможет от кашля: барсучий жир или горчица в носках? Лечим детей правильно
Поток нервных импульсов идет к мышцам, отвечающим за вдох, задавая им определенный размах движений. У дыхательного центра имеется автоматия: приблизительно раз в четыре секунды здесь возникает возбуждение, стимулирующее мышцы, обеспечивающие вдох. Затем оно сменяется торможением, мышцы вдоха расслабляются – происходит выдох. Ритмичная смена этих состояний – врожденное свойство.
Частота и глубина дыхания зависит от интенсивности процессов окисления, происходящих в организме. Физическая нагрузка приводит к увеличению поглощения кислорода и повышению концентрации в тканях и крови углекислого газа. Последний через кровь активирует работу дыхательного центра, и, как следствие, усиливается сокращение дыхательных мышц. Это позволяет быстрее удалить избыток углекислого газа и восполнить недостаток кислорода.
Не на пользу телу: что вредит нашей дыхательной системе?
Человек сформировался в условиях с определенным содержанием кислорода. Однако для оптимального процесса дыхания необходимо не только само его наличие, но и определенные характеристики вдыхаемого воздуха. Их обеспечивают наши дыхательные пути, поэтому к легким – в норме – поступает очищенный, увлажненный и согретый воздух.
На любой из этих параметров могут воздействовать изменения окружающей среды.
Чистота. Пыль различного происхождения, выхлопные газы автомобилей, выбросы вредных веществ в атмосферу, табачный дым, шерсть животных, пыльца растений… Список можно было бы продолжить.
Увлажненность. Наверняка многим знакомо чувство сухости и першения в горле в помещениях в зимнее время года, особенно поутру. Причина до банальности проста: отопление в квартирах и домах пересушивает воздух, который затем сушит слизистые оболочки дыхательных путей. В результате повышается восприимчивость их к инфекции.
Читайте материал по теме: Чем отличаются ОРВИ и ОРЗ?
Низкая температура. Дышать через нос, а не через рот, советуют не просто так: помимо очищения и увлажнения, слизистая носовой полости согревает проходящий транзитом воздух.
Среди других факторов, способных нанести вред нашим органам дыхания – многочисленные инфекции. ОРВИ, бактерии, грибки – все эти представители микромира способны вызывать различные заболевания.
Когда дышать тяжело. Что говорит статистика?
Пневмония, острый ларингит, трахеит и бронхит. По данным министерства здравоохранения РФ наиболее распространенные заболевания среди взрослых связаны с дыхательной системой.
Сохраняют актуальность бронхиальная астма, хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ), рак и туберкулез легких.
Читать материал по теме: Что такое хроническая обструктивная болезнь легких?
А над нами – километры воды, а над нами бьют хвостами киты…
Сколько воздуха в день вдыхает человек?
Давайте посчитаем. В норме в покое объем воздуха, вдыхаемого или выдыхаемого взрослым человеком при одном дыхательном цикле, составляет 500 мл, а частота дыхания у него – от 16 до 20 (во время сна – до 12). Таким образом, в покое в минуту человек вдыхает от 8 литров воздуха, а в течение суток – около 11 500 литров (с поправками на частоту дыхания во время сна – соответственно меньше).
Сколько человек может не дышать?
Ответ на этот вопрос зависит от многих факторов. Находится ли человек в покое или двигается? Какова температура окружающей среды? И т.д.
Итак, сколько может не дышать человек? Диапазон колебаний составляет от менее чем 1 минуты до нескольких минут. Один из мировых рекордов принадлежит датскому ныряльщику Стигу Северинсену – 22 минуты. Правда, перед своей попыткой он почти 20 минут активно дышал чистым кислородом. Ткани организма обогатились этим газом и одновременно снизилось содержание углекислоты.
Критичен не только дефицит кислорода, но и избыток углекислого газа. При невозможности организма избавиться от углекислоты через легкие, начинает увеличиваться ее содержание в крови. Возможно нарушение ориентации, спазмы в мышцах, учащенное сердцебиение, потеря сознания и смерть.
Что будет, если часто задерживать дыхание?
Исходя из описанного выше, в зависимости от частоты и длительности задержек в организме может постепенно накапливаться углекислый газ. При выходе его за границы нормы и сравнительно длительном сохранении этого состояния возможны пагубные влияния на здоровье.
Обычно после ощутимой задержки дыхания и закономерном повышении уровня углекислоты отмечается углубление дыхания: организм удаляет ее избыток и стремится получить кислород.
Лечебное дыхание
На пользу стройности
Существуют методики для похудения, основанные на различных способах дыхания – например бодифлекс, оксисайз.
Можно ли похудеть, употребляя супы? Рассказывает врач-терапевт и диетолог «Клиника Эксперт Ставрополь» Мальцева Валентина Сергеевна
Один из примеров – дыхание по типу «брюшного» дыхания, т.е. при вдохе живот выпячивается, при выдохе – втягивается.
Мнения ученых по поводу снижения веса с помощью только дыхательных упражнения противоречивы. Кроме того, необходимо помнить, что слишком глубокие вдохи и выдохи могут нарушить равновесие между кислородом и углекислым газом. Это может вызвать головокружение, а у кого-то и обморок.
Поэтому перед началом такой практики необходимо посоветоваться с врачом, в том числе и особенно если имеются какие-то проблемы со здоровьем.
Вдох, выдох, покой
Взволнованы? Понервничали? «Нужно сделать глубокий вдох и успокоиться». Знакомая мысль? А может кто-то давал вам такой совет.
Как оказалось, эта техника не только «работает», но и имеет под собой материальную основу. Ученым удалось установить (правда, пока на мышах), что в головном мозге имеются нервные клетки, связанные как с областями, регулирующими дыхание, так и анализирующими психологическое состояние.
Схема работает примерно так. Когда организм эмоционально возбуждается, обнаруженные клетки передают сигналы на нейроны, учащающие дыхание. Однако, как оказалось, работает система и в обратном направлении. Иными словами, если начать дышать чаще, то мозг может возбуждаться. Отсюда напрашивается вывод, почему глубокое замедленное дыхание может успокаивать.
Как дышать, чтобы быстро уснуть?
Существует методика, основанная на практиках йогов. Разработал ее доктор Эндрю Уейл (Andrew Weil). Техника называется «4-7-8» и выполняется следующим образом:
– поместите кончик языка на слизистую оболочку сразу за верхними передними зубами (с внутренней стороны) и держите его там на протяжении всего упражнения;
– полностью выдохните через рот со свистящим звуком;
– закройте рот и спокойно вдохните через нос, досчитав про себя до четырех;
– задержите дыхание, посчитав мысленно до семи;
– полностью выдохните через рот, издавая свистящий звук, посчитав до восьми.
Это одно дыхание. Теперь повторите цикл еще три раза.
Если вам сложно задерживать дыхание, вы можете ускорить упражнение, но придерживайтесь соотношения 4:7:8 для трех фаз. Выполняйте упражнение дважды в день.
Материал по теме: Бессонница – это болезнь или нет?
Метод относится к альтернативным методам лечения и, возможно, не проверялся с точки зрения принципов доказательной медицины.
Сохраняем здоровье
Как же сохранить здоровье дыхательной системы? С учетом неблагоприятных факторов, которые могут влиять на ее состояние, целесообразны достаточная физическая активность – в идеале на свежем воздухе; регулярное проветривание помещений; увлажнение воздуха; избавление от вредных привычек (курение); использование во время работы, связанной с профессиональными вредностями, индивидуальных средств защиты (маски, респираторы).
Важна профилактика респираторных инфекций, а также своевременное лечение любых заболеваний органов дыхания.
Необходимо обязательно проходить плановые диспансеризации и профосмотры с выполнением флюорографии с частотой, предусмотренной ими.
Текст: Энвер Алиев
Другие материалы по теме:
Опасен ли рентген легких?
Пневмония: симптомы, диагностика и лечение
Как помочь детям и взрослым с бронхиальной астмой?
Источник
Воздухоносные пути – система полостей, по которым воздух перемещается из внешней среды в легкие. В самих воздухоносных
путях газообмена не происходит: он идет только в легких. К воздухоносным путям относятся: носовая полость, глотка, гортань,
трахея и бронхи. Мы изучим их строение и функции в данной статье.
Носовая полость
Начало дыхательного тракта, воздушный канал, в котором располагаются органы обоняния. Во время вдоха воздух поступает в носовую полость
через ноздри – парные передние отверстия, пройдя через носовые ходы, выходит в полость глотки (носоглотку) через хоаны.
Полость носа покрывает мерцательный эпителий с ресничками, которые способствуют очищению воздуха от пылевых частиц. Во вдыхаемом воздухе
присутствует большое количество микробов, поэтому в носовой полости постоянно идет их обезвреживание за счет лейкоцитов, которые мигрируют
из капилляров в полость носа, где фагоцитируют бактерии.
В верхней части носовой полости расположен орган обоняния, с помощью которого человек различает запахи. Стенки полости носа
оплетены густой сетью капилляров, благодаря которым поступающий воздух согревается. Выделяемая в носовой полости слизь
способствует увлажнению воздуха.
В результате увлажненный, согретый и очищенный воздух через хоаны движется в глотку и достигает гортани.
Гортань
Гортань представляет собой не только воздухоносный путь, но и голосовой аппарат. Стенка гортани образована хрящами:
спереди – надгортанник, щитовидный и перстневидный хрящи, сзади располагаются остальные 3 пары
хрящей.
В гортани находятся голосовые связки,
состоящие из эластических волокон соединительной ткани. Голосовая щель находится между связками, при колебании которых
во время выдоха и возникает звук.
В ходе привычного дыхания (при молчании) голосовая щель широкая, треугольной формы. При разговоре голосовая щель сужается,
и голосовые связки начинают колебаться. Такие изменения связаны с работой мышц гортани, которые, сокращаясь, меняют положение
хрящей, в результате меняется положение голосовых связок и ширина голосовой щели.
В формировании членораздельной речи участвует не только гортань, а также щеки, губы, язык, мягкое небо и околоносовые
пазухи. В период полового созревания под влиянием гормонов у мужчин утолщаются голосовые связки, что приводит к понижению
тембра голоса: голос меняется (мутирует – от лат. mutatio — изменение).
В период полового созревания у мальчиков появляется выступ на передней части шеи – кадык. Это происходит из-за утолщения
щитовидного хряща, которое обусловлено действием половых гормонов.
Обращаю ваше особое внимание на надгортанник, который закрывает вход в гортань во время глотания. Если бы этого не происходило, то частицы пищи попадали бы в
дыхательную систему, вызывая сильный кашель. Каждый из нас, вероятно, во время разговора за приемом пищи ощущал
оплошность такой беседы, начинал поперхиваться, кашлять.
Теперь вы понимаете, что бессмысленно винить в произошедшем надгортанник. Он может быть в двух положениях: либо закрыть вход
в гортань (когда мы едим), либо открыть (во время разговора). Если мы хотим всего и сразу, то надгортанник здесь
ответственность не несет! 😉
Трахея
Ниже гортани располагается трахея – трубка длиной 15-20 см, состоящая из хрящевых полуколец. Сзади к трахее прилежит
пищевод. Слизистая оболочка трахеи выполняет защитную функцию за счет наличия лимфоидной ткани, а слизь, покрывающая
стенки трахеи, увлажняет проходящий в ней воздух.
Мерцательный эпителий покрывает стенку трахеи и выполняет ту же функцию, что и в носовой полости: очищает воздух от
пылевых частиц. Биением ресничек эти инородные частицы направляются обратно, к выходу из дыхательных путей.
Трахея делится на два главных бронха: правый и левый, направляющиеся к одноименным легким.
Бронхи
Правый и левый главные бронхи входят в соответствующие легкие, где многократно ветвятся. Анатомически правый бронх короче и
шире левого, поэтому инородные тела с большей вероятностью попадают в правый бронх. Стенка бронхов напоминает стенку трахеи: она содержит хрящевые полукольца, которые не дают бронхам спадаться.
Главные бронхи делятся на долевые, которые делятся на сегментарные, сегментарные делятся на мелкие бронхиолы еще 10-15 раз.
В результате образуется разветвленное бронхиальное дерево.
Ветвятся бронхи много раз, но, само собой, в какой-то момент ветвление прекращается. Бронхи заканчиваются конечными
респираторными бронхиолами, стенки которых лишены хрящей. С этих респираторных бронхиол и начинается структурно-функциональная
единица легкого – ацинус.
От респираторных бронхиол начинаются альвеолярные ходы с мешочками, на стенках которых и расположены альвеолы. Альвеола
(от лат. alveolus – ячейка) – структура в виде пузырька, составляющая респираторные отделы в легком и участвующая в дыхании.
Всего в легких насчитывается около 300 млн. альвеол, а их общая поверхность достигает 140 м2 – примерно в 70 раз
больше площади тела человека.
Почти всю поверхность альвеол занимают альвеолоциты I порядка (1-ого типа) – респираторные альвеолоциты. Именно через их мембрану
происходит газообмен между альвеолярным воздухом и кровью.
Альвеолоциты II порядка (2-ого типа) секретируют сурфактант – поверхностно-активное вещество, необходимое для нормальной функции альвеол.
Сурфактант препятствует спадению альвеол и их пересыханию, кроме того сурфактант участвует в образовании аэрогематического барьера.
Заболевания
Ларингит (от др.-греч. λάρυγξ — гортань) – воспаление слизистых оболочек гортани и голосовых связок.
Хронический ларингит – болезнь учителей, дикторов, певцов – развивается у тех, кто по роду
своей деятельности вынужден длительно перенапрягать голосовые связки. Сопровождается першением в горле, кашлем, голос
может ослабевать вплоть до полного исчезновения, иногда бывает затруднено дыхание.
© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021
Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение
(в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования,
обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.
Источник