Голос при парезах и параличах гортани

Голос при парезах и параличах гортани thumbnail

После психотерапевтической подготовки начинается работа над дыханием. При поражениях нижнего гортанного нерва резко ограничена двигательная функция самой гортани, а голосовая складка на пораженной стороне может быть полностью неподвижна. Одновременно с фонацией страдает физиологическое и фонационное дыхание. Особенно это выражено при медиальной позиции голосовой складки. Восстановить двигательную функцию гортани при параличах невозможно. Для восстановления голоса выбираются такие функциональные тренировки голосового аппарата, которые включают его компенсаторные механизмы. Тренировки должны максимально увеличить подвижность здоровой половины гортани, а на парализованной стороне хотя бы частично восстановить двигательную функцию голосовой складки. Необходима также нормализация физиологического и фонационного дыхания. Осуществление этой задачи вызовет смыкание голосовых складок за счет компенсаторного перехода здоровой половины гортани за среднюю линию и сближения ее с неподвижной половиной гортани. В этом случае при организованном дыхании и даже частичном колебании пораженной голосовой складки голос восстановится или значительно улучшится. Тренировки для активизации двигательной функции гортани сочетаются с нормализацией дыхания, поскольку они физиологически связаны и взаимно обусловлены. Занятия начинаются с упражнения «дутье в губную гармошку». Дуть следует медленно, протяжно, втягивая и выдувая воздух на одной ноте. Физически здоровые обучающиеся начинают тренировки с 45—60 секунд за прием, постепенно увеличивая нагрузку в течение двух недель до 2 минут. Первую неделю упражнение выполняют 8—10 раз в день по 45—60 секунд. В дальнейшем число тренировок может быть доведено до 15 раз по 2 минуты за прием. Если дутье вызывает головокружение, то продолжительность упражнения сокращается до 15—20 секунд. Продолжительность каждого вдоха и выдоха через губную гармошку в начале занятия значительно укорочена далее тогда, когда упражнение совершенно не затрудняет пациента. Плавность, полнота вдоха и длительность выдоха достигаются постепенно по мере тренировок. «Дутью в губную гармошку» отводится значительная роль в функциональных тренировках голосового аппарата. Оно удлиняет выдох, необходимый для правильного голосоведения, а равномерные движения вдыхаемой и выдыхаемой воздушной струи массируют гортань. Этим приемом достигается увеличение подвижности здоровой половины гортани и некоторая активизация парализованной, т. е. под действием воздушной струи происходит стимуляция мышц гортани, участвующих в фонации.

Одновременно с «дутьем в губную гармошку» предлагается комплекс дыхательных упражнений, которые тренируют направленный удлиненный выдох.

Комплекс А. Исходное положение — сидя на стуле прямо или стоя:

1) вдох и выдох через нос (вдох быстрый, не очень глубокий, выдох продолжительный);

2) вдох через нос, выдох через рот;

3) вдох через рот, выдох через нос;

4) вдох и выдох через одну половину носа, затем через другую (попеременно);

5) вдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно);

6) вдох через нос, замедленный выдох через нос с усилением в конце;

7) вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы;

8) вдох через нос, выдох через нос толчками (кратковременно задерживая дыхание, выталкивать воздух маленькими порциями).

Через 7—10 дней от начала дыхательных упражнений добавляются упражнения для активизации мускулатуры шеи, наружных и внутренних мышц гортани. Такой интервал лучше соблюдать, чтобы на раннем этапе восстановления на перегружать занятий упражнениями. Последовательное включение тренировок позволяет обучающимся полностью овладеть ранее предложенными заданиями.

Комплекс Б. Упражнения выполняются сидя:

1) исходное положение — руки в замок на затылке. Отклонение головы назад с легким сопротивлением рук;

2) исходное положение — сжатые в кулак кисти упираются в подбородок. Наклоны головы вперед с легким сопротивлением рук;

3) исходное положение — ладони рук прикрывают уши. Наклоны головы в стороны к плечам с сопротивлением рук;

4) движение нижней челюсти вниз, в стороны, вперед. Сжимание челюстей;

5) надувание щек;

6) доставание кончиком языка мягкого нёба;

7) поднятие мягкого нёба при зевке.

Оба комплекса упражнений легко выполнимы. Их можно рекомендовать для самостоятельных тренировок 6 раз в течение дня по 4—5 раз каждое упражнение.

На данном этапе логопедические упражнения желательно сочетать со специальными занятиями для установления диафрагмального типа дыхания в кабинете лечебной физкультуры. Упражнения второго этапа подготавливают голосовой аппарат к фонации. В результате тренировок исчезает рефлекторный кашель, ощущение инородного тела в горле, значительно удлиняется выдох и появляются слабые колебательные движения края парализованной голосовой складки. После этого можно переходить к следующему этапу работы — голосовым упражнениям для тренировки кинестезии и координации голосового аппарата. Дыхательные упражнения и «дутье в губную гармошку» рекомендуется продолжать до завершения коррекционного

Голосовые упражнения строятся с учетом воздействия различных звуков на сам механизм голосообразования. Звонкие согласные и гласные звуки влияют на функцию голосового аппарата посредством импеданса. В момент фонации при формировании различных звуков в надставной трубе возникает различное противодавление за счет меняющихся объемов полостей и сужений в рото-глоточном канале. Устанавливается взаимосвязная система колебаний резонаторов и голосовых складок. Поскольку этот акустический механизм зависит от индивидуального анатомического строения артикуляционного и голосового аппарата, а также способа образования звуков, одни звуки всегда имеют больший импеданс, чем другие. Вместе с тем путем тренировок его можно «подобрать» для каждого голосового аппарата таким образом, что при малых затратах мышечной энергии можно добиться хорошего акустического эффекта. В этом и состоит постановка голоса.

Читайте также:  Биопсия на рак горла и гортани

Начинается коррекция голоса с произнесения звука м. Выбор этой фонемы определяется ее лучшей физиологической основой для установления правильной фонации. Она отличается незначительной напряженностью, струя воздуха, проходящая через рот, слаба. Это звук довольно большого импеданса.

Упражнение 1. Предлагается произносить звук м кратко при спокойном положении гортани, направляя звук так, чтобы он как бы «ударился» в твердое нёбо и вызвал большую резонацию вышележащих полостей. Постепенно, по мере тренировок, длительность фонации увеличивается и голос становится более ясным, звучным. Как только обучающийся без затруднений начинает выполнять это упражнение, переходят к произнесению открытых слогов.

Упражнение 2. После длительного произнесения звука м, слитно с ним произносятся кратко все гласные звуки при резком опускании нижней челюсти: ма, мо, му, мэ, мы. Упражнения проводят со всеми звонкими согласными звуками.

Дальнейшее закрепление кинестезии голосоведения происходит при произнесении пар слогов с ударением на втором слоге.

Упражнение 3. Произнести слоги:

ма-ма на-на

ма-мо на-но

ма-му на-ну и т. д. и сочетания слов с перемещающимися ударениями.

Упражнение 4. Произнести:

мама-мама-мамама;

нана-нана-нанана и т. д.

По достижении громкого полноценного звучания различных слоговых сочетаний переходят к упражнению 5.

Упражнение 5. Тренировка сочетаний гласных звуков с j.

Звук произносится с незначительным шумом, голосовые складки колеблются. Большой импеданс j и звучание гласных на твердой атаке оказывают активизирующее влияние на смыкание голосовых складок. Гласный звук должен звучать коротко, твердо, а j — длительно: аи… яй…, ой… ей…, уй… юй…, эй… ей…

В дальнейшем после получения звучного голоса и закрепления кинестезии необходима координация дыхания и голосообразования. Для этой цели используется произнесение гласных звуков и их сочетаний по два, три, четыре и пять на одном выдохе.

Упражнение 6. Произнести гласные звуки и их сочетания: а, ао, ау, аэ, аи, аоу, аоэ, аои, аоуэи, аоуи и т. д.

Сначала сочетания произносятся отраженно за логопедом, затем самостоятельно. Данный этап занятий можно считать законченным, если упражнения выполняются легко, без напряжения, нет жалоб на голосовую утомляемость, а голос достаточно громкий и звучный.

По завершении работы над звуковыми и слоговыми упражнениями начинается этап автоматизации восстановленного голоса. Для этого подбираются слова, начинающиеся с прямых ударных слогов — ма, мо, му, мэ, мы. При произнесении слов типа манка, море, муха, мыло легко включается верхний резонатор и закрепляются наилучшие условия голосоведения. Далее приступают к фразовой речи и чтению стихотворений и прозы. На завершающем этапе речевой материал подбирается не по фонетическому принципу, а с учетом возраста и интересов обучающихся.

Одновременно с работой над речевым материалом выполняются вокальные упражнения. Они позволяют закрепить восстановленную голосовую функцию в более короткие сроки, расширяют диапазон и увеличивают звучность голоса, вокальные упражнения проводятся в диапазоне одной, полутора октав, малой или первой в зависимости от высоты восстановленного голоса. Пропеваются гаммы, трезвучия, затем короткие мелодии без резких тональных переходов.

Восстановленным можно считать громкий звучный голос при организованном речевом дыхании и отсутствии жалоб на утомляемость и различные неприятные ощущения в горле. При оториноларингологическом обследовании отмечается смыкание голосовых складок за счет компенсации здоровой половины гортани и появление колебаний голосовой складки на пораженной стороне. Глоттография выявляет равномерные колебания голосовых складок с четко выраженными фазами.

Продолжительность коррекционно-логопедической работы 2—4 месяца, в зависимости от тяжести нарушения и времени начала занятий. К восстановлению голоса необходимо приступать в ранние сроки с момента заболевания. Своевременно начатые тренировки голосового аппарата при соблюдении этапов занятий и строгой дозировке нагрузок активнее мобилизуют компенсаторные возможности организма, предупреждают образование патологического навыка головедения и развитие невротических реакций.

Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

Источник

Предыдущую часть методического пособия читайте в статье
«Методичка для логопедов,  работающих со взрослыми.Часть 9.
Восстановление  голоса при частичной резекции  гортани»

Составитель:
член Национальной ассоциации нейрореабилитологов

логопед – афазиолог первой категории
отделения восстановительной медицины –
ранней нейрореабилитации Республиканской
Клинической Больницы имени Г.Г. Куватова  г. Уфы 

Фаткуллина Л.К.

Восстановление  голоса при парезах (параличах) гортани

Упражнения 1 — «Дутье в губную гармошку». Для выполнения этого упражнения рекомендуется сесть на стул, прислониться к спинке, корпус выпрямить, ноги согнуть, ступни прижать к полу. В таком положении дуть в губную гармошку, поднеся ее вплотную к губам. Дуть медленно, протяжно, вдувая и выдувая воздух на одной ноте.

Читайте также:  Шишка в верхней части гортани

Упражнение 2 — Голосовые упражнения. Упражнения начинают с произнесения звука м. Выбор этого звука для самой первой попытки вызвать звук объясняется не простотой его артикуляции. Иногда это упражнение приходится выполнять около двух недель и только тогда удается получить звучные прорывы голоса. По мере тренировок длительность фонации увеличивается, и голос становится более ясным, громким.

Упражнение 3 — Как только больной  без затруднений начинает выполнять это упражнение, осуществляется переход к произнесению открытых слогов. После длительного м слитно с ним произносится кратко звук а при резком опускании нижней челюсти: ма, затем проводятся упражнения со всеми гласными звуками: ма, мо, му, мэ, мы. В процессе тренировки достигается нормальная фонация всех сочетаний. Постепенно длительность звучания гласных звуков увеличивается, становится полноценной: ма, мо, му, мэ, мы.

Однако предпочтение в длительности отдается звуку м, который произносится более длительно, чем главный. После закрепления кинестезий голосоведения аналогичные упражнения проводятся со всеми звонкими согласными звуками.

Упражнение 4 — Следующим моментом в ходе  занятий является произнесение пар слогов.

ма-мана--нала-лава--ваба-бада-даза-зажа--жа
ма-мона--нола-лова--воба-бода-доза-зожа--жб
ма-муна--нула-лува--вуба-буда-дуза-зужа--ку
ма-мэна--нэла-лэва-вэба-бэда-дэза-зэжа-же
ма-мына--ныла-лыва-выба-быда-дыза-зыжа--жй

Произносятся слоги с ударением на втором слоге при плавности и слитности произнесения, затем два и три слога при перемещении ударений.

После образования полноценного звучания голоса следует переходить к длительному произнесению гласных звуков и их сочетаний по два, три, четыре и пять па одном выдохе.

аоУэы
аооауаэаыа
аУоуУОэоыо
аэоэуээуыу
аыоыуыэыыэ
аоуоаууаоэаоыао
аоэоаэуаээауыау
аоыоаыуаыэаыыаэ
аоуэоауэуаоээаоуыаоу
аоуыоауыуаоыэаоыыаоэ
аоуэыоауэыуаоэыэаоуыыаоуэ

Звуковые и слоговые сочетания произносятся сначала отраженно за логопедом, с «голоса», затем спонтанно. Данный этап занятий можно считать законченным, если задания выполняются легко, без напряжения, нет жалоб на голосовую утомляемость, а голос достаточно громкий и звучный.

Упражнение 5 — По завершении работы над звуковыми и слоговыми упражнениями начинается закрепление навыка правильного голосоведения в словах.

Для этого подбираются слова, начинающиеся с прямых ударных слогов: ма, мо, му, мэ, мы.

магмамолотмудрыймелкомыс
мазьмолчамужмебельмыши
макмопсмузыкамебельщикмыза
маковыймокнутьмужествомедикмысль
майможномумиямедьмыслить
майскиймодамусормерамыкать
магиямодномуфтамелочь
магниймойщикмутныймесяцмыто
майкамодульмучитьместомытарь
маклермолвитьмускулметодмызгать
мангоморемузаметрмышца
манияморфиймулметкомыльница

Упражнение 6 — Далее можно приступать к фразовой речи. Первоначально это вопросо-ответная речь. Логопед — афазиолог задает вопросы из повседневной жизни, например: «Как вы себя чувствуете? Какая сегодня погода?» и т. д. Ответы на подобные вопросы не отвлекают своим содержанием от контроля за голосоведением, однако требуют большего внимания к своей речи, нежели при произнесении звуковых сочетаний и отдельных слогов.

Упражнение 7 — С началом тренировок в вопросо — ответной речи осуществляется постепенный переход на правильное голосоведение в быту.

В этот же период предлагается чтение хорошо знакомых стихотворений («Бородино», «Парус», «Смерть поэта» М. Ю. Лермонтова; отрывки из «Евгения Онегина» А. С. Пушкина и др.). Потом берутся для тренировки любые малознакомые стихотворения и отрывки прозы по выбору логопеда или самого больного.

Речевой материал подбирается не по фонетическому или лексическому признаку, а с учетом интересов и вкусов больных, эмоционального воздействия текста.

Продолжение методического пособия  читайте в статье
Методичка для логопедов, работающих со взрослыми Часть 11.
«Клиническая картина и симптоматика при поражении лицевого нерва»

Источник

Восстановление голоса при парезах и параличах гортани

В первую очередь необходимо нормализовать физиологическое и фонационное дыхание. Занятия начинаются с упражнения «дутье в губную гармошку». Дуть следует медленно, протяжно, втягивая и выдувая воздух на одной ноте. Первую неделю упр. выполнять по 8-10 раз в день по 45 сек. В дальнейшем чисто тренировок может быть увеличено до 15 раз по 2 мин. за прием.  Если дутье вызывает головокружение, то продолжительность упр. сокращается до 15-20 сек. Продолжительность каждого вдоха и выдоха через губную гармошку в начале занятий значительно укорочена даже тогда, когда упражнение совершенно не затрудняет вас. Плавность, полнота вдоха и длительность выдоха достигается постепенно по мере тренировок.

Читайте также:  Больно прикасаться к гортани

«Дутью в губную гармошку» отводится значительная роль в функциональных тренировках голосового аппарата.

Этим приемов достигается увеличение подвижности здоровой половины гортани и некоторая активизация парализованной, т.е. под действием воздушной струи  происходит стимуляция мышц гортани, участвующих в фонации.

Одновременно с «дутьем губной гармошки» предлагается комплекс дыхательных упражнений, которые тренируют удлиненный выдох.

Комплекс 1. И.п. – сидя на стуле прямо или стоя:

  1. вдох и выдох через нос (вдох быстрый не очень глубокий, выдох продолжительный);
  2. вдох через нос, выдох через рот;
  3. вдох через рот, выдох через нос;
  4. вдох и выдох через одну половину носа, затем через другую (попеременно);
  5. вдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно);
  6. вдох через нос, замедленный выдох через нос с усилением в конце;
  7. вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы;
  8. вдох через нос, выдох через нос толчками (кратковременно задерживая дыхание, выталкивая воздух маленькими порциями).

Через 7-10 дней от начала дыхательных упражнений добавляются упражнения для активизации мышц шеи, наружных и внутренних мышц гортани. Такой интервал лучше соблюдать, чтобы на раннем этапе восстановления не перегружать упражнениями.

Комплекс 2. Упражнения выполняются сидя:

  1. и.п. руки в замок на затылке. Отклонение головы назад с легким сопротивлением рук.
  2. и.п. сжатые в кулак кисти упираются в подбородок. Наклоны головы вперед с легким сопротивлением рук.
  3. и.п. ладони рук прикрывают уши. Наклоны головы в стороны к плечам с сопротивлением рук.
  4. движение нижней челюсти вниз, в сторону, вперед. Сжимание челюстей.
  5. надувание щек.
  6. доставание кончиком языка мягкого неба
  7. поднятие мягкого неба при зевке

Оба комплекса легко выполнимы. Их можно проводить самостоятельно 6 раз в течение дня по 4-5 раз каждое упражнение.

После этого можно переходить к следующему этапу – голосовые упражнения. Однако дыхательные упражнения и «дутье в губную гармошку» рекомендуется продолжать до завершения коррекционной работы.

Начинаем с произнесения звука М.

Упр.1. Предлагается произносить звук М кратно при спокойном положении гортани, направляя звук так, чтобы он как бы «ударился» в твердое небо и вызвал большую резонацию вышележащих полостей. Постепенно по мере тренировок, длительность фонации увеличивается, и голос становится более ясным, звучным.  Как только данное упражнение получается без затруднений, переходим к произнесению открытых слогов.

Упр.2. После длительного произнесения звука М слитно с ним произносятся кратко все гласные звуки при резком опускании нижней челюсти; МА, МО, МУ, МЭ, МЫ. Упражнения проводятся со всеми согласными звуками.

Дальнейшее закрепление голосоведения происходит при произнесении пар слогов с ударением на второй слог.

Упр.3. произнести слоги:

мА-МА           на-НА

мА-МО           на-НО

мА-МУ          на-НУ                 

 и т.д. и сочетание слогов с перемещающимся ударением.

Упр.4. Произнести:

мАма-мамА-мамамА

нАна-нанА-нананА и т.д.

По достижении громкого полноценного звучания различных слоговых сочетаний переходим к упр.№5.

Упр.5. Тренировка сочетаний гласных звуков с Й. Звук произносится с незначительным шумом, гласный звук должен звучать коротко, твердо, а Й – длительно: АЙ…, ЯЙ…, ОЙ…, УЙ…, ЮЙ…, ЭЙ…, ЕЙ….

В дальнейшем после получения звучного голоса необходима координация дыхания и голосоведения.

Упр.6. Произнести гласные звуки и их сочетания: А, АО, АУ, АЭ, АИ, АОУ, АОИ, АОУЭИ, АОУИ и т.д.

Сначала сочетания произносятся отраженно (кто-то проговаривает, а вы повторяете), затем самостоятельно. Данный этап занятий можно считать завершенным, если упражнения выполняются легко, без напряжения, нет жалоб на голосовую утомляемость, а голос достаточно громкий и звучный.

По завершении работы над звуковыми и слоговыми упражнениями начинается этап автоматизации (закрепления) восстановления голоса. Для этого подбираются слова с прямым ударным слогом – МА, МО, МУ. МЭ, МЫ.  При произнесении слов типа МАНКА, МОРЕ, МУХА, МЫЛО легко включается верхний резонатор, и закрепляются наилучшие условия голосоведения. Далее приступайте к фразовой речи, чтению стихотворений и прозы. Одновременно с работой над речевым материалом выполняйте вокальные упражнения. Они позволяют закрепить восстановительную голосовую функцию в более короткие сроки, расширяют диапазон и увеличивают звучность голоса. Пропеваются гаммы, трезвучия, затем короткие мелодии без резких тональных переходов.

Восстановленным можно считать громкий звучный голос при организованном речевом дыхании и отсутствии жалоб на утомляемость и различные неприятные ощущения в горле.

Продолжительность реабилитационной работы 2-4 месяца, в зависимости от тяжести нарушений и времени начала занятий. К восстановлению необходимо приступать в ранние сроки с момента заболевания.

Самостоятельные тренировки проводить дробно, ни в коем случае не перенапрягать голосовой аппарат.

Используемая литература:

Волкова Л.С. Логопедия. – М.: 1989.

Источник