Голос формируется в гортани
Голосовая функция гортани. Рефлексы формирования голоса у человекаЧтобы понять голосовую функцию гортани, следует подробно познакомиться с рядом основных ее механизмов. Гортань является органом, который одновременно может осуществлять ряд двигательных функций. Во время вдоха и проглатывания пищи гортань перемещается вверх, во время выдоха опускается вниз. Для легких голосов и колоратуры характерным является высокое положение гортани в то время, как при низких и сильных голосах гортань располагается гораздо ниже. Однако, сказанное выше не является правилом без исключений. Принято считать, что, чем большую ценность представляет собой голос и чем лучше обучен певец, тем меньшие экскурсии вверх и вниз совершает гортань. Гортань совершает также движения вперёд и назад, причём этого рода перемещения обычно очень незначительные. Значение движений гортани вперёд и назад, вверх и вниз при пении отличается от естественных перемещений гортани во время дыхания и глотания. Хотя мышечная чувствительность даёт возможность определить положение гортани, часто приходится встречаться с таким явлением, когда певцы не умеют контролировать движений гортани и совершенно неправильно информируют врача о положении гортани во время голосообразования. Изменение тембра голоса в связи с движениями гортани является следствием изменения объёма резонаторных полостей. Гортань, глотка (ее нижний, средний и верхний отделы), ротовая полость, нос, гайморовы полости, трахея, бронхи составляют единый комплекс резонаторных полостей. Тембр голоса изменяется в зависимости от того, какое положение занимает гортань: высокое или низкое. Перемещение гортани вверх, вниз, вперёд или назад влечёт за собой изменение объёма остальных резонаторных полостей, объём которых также может увеличиваться или уменьшаться, благодаря сокращениям соответствующих мышц. Во время дыхания голосовая щель широко открыта, что даёт возможность воздуху свободно проходить в легкие и выходить назад наружу. Во время фонации голосовые связки сближаются и происходит полное или частичное закрытие голосовой щели. Контакт голосовых связок наиболее тесен на отрезке, лежащем между средней и задней третей их длины, считая от места их прикрепления спереди. Контакт их считается полным в том случае, если голосовые связки не только сближены, но и одновременно произошло закрытие заднего отдела голосовой щели, заключенного между черпаловидными хрящами. Закрытие этого отдела голосовой щели связано с сокращением поперечной черпаловидной мышцы. Контакт голосовых связок во время фонации может быть полным или неполным, что определяет так называемую постановку голоса. – Также рекомендуем “Типы постановки голоса. Мягкая, твердая и предыхательная постановка голоса” Оглавление темы “Физиология голоса в норме”:
|
Источник
Теория источник-фильтр образования звука и голоса в гортаниПод вокализацией понимают образование звука в гортани. Этот процесс не обязательно включает в себя артикуляцию. Однако человеческий голос меняется при прохождении вибрирующего воздушного потока через голосовой тракт. Конфигурация голосового тракта определяет характер звуков, выходящих из ротового отверстия. Акустические свойства голосового тракта формируют спектральную характеристику голосовых складок как основного источника звуков и рассматриваются теорией источник-фильтр. В ее основе лежит представление о спектральной обособленности гортани как источника голоса и голосового тракта как резонатора. Звук, возникший в голосовой щели, перед эмиссией в окружающую среду проходит через надскладочное пространство, содержащее воздух, через глотку, полость рта и носа. Воздух, который заполняет резонатор (голосовой тракт), вибрирует с различной резонансной частотой, при которой усиливает имеющиеся спектральные компоненты (гармоники). Резонансные частоты спектра звука, проходящего через голосовой тракт (форманты), действуют как фильтры, которые определяют форму спектральной кривой звука, генерируемого в гортани. В результате выходной сигнал представляет собой результат взаимодействия источника звука и фильтра. Различные звуки человеческой речи (фонемы) существенно зависят от формантов. Во всех языках, на которых говорят люди, гласные различаются частотой двух нижних формантов. Третий, четвертый и пятый форманты играют важную роль в индивидуальной окраске тембра голоса.
– Также рекомендуем “Методы обследования при нарушении голоса и болезнях голосового аппарата” Оглавление темы “Рак гортани и нарушения голоса”:
|
Источник
А вы знаете, как устроен голос? Почему мы поем, и как получается звук? Знать физиологию голоса необходимо, чтобы управлять голосом и петь красиво. Педагоги по вокалу советуют чувствовать голос в животе, на диафрагме, на кончике носа… Где угодно, но только не в горле, где расположены голосовые связки.
А ведь голос рождается на связках. Это главное знание про устройство голосового аппарата. От того, как работают голосовые связки, зависит, как вы будете петь — громко и звонко или тихим зажатым вокалом. Эта статья поможет вам лучше понять свой голос и сделать первый шаг к тому, чтобы научиться петь правильно.
О физиологии голоса и колебании голосовых связок
Голос — это волна звука. Откуда берутся звуковые волны? Они появляются, когда воздух давит на «тело», оно колеблется в пространстве и образует волну из вибраций. У певцов производят колебания голосовые связки. Они вибрируют так быстро, сотни раз за секунду, что воздух вокруг них начинает звучать.
Получается, что мы не поем, а просто сотрясаем воздух вокруг
Звук постоянно движется, как и любая волна. У него есть направление. Поэтому методики вокала советуют посылать голос вперед, даже когда вы поете тихо. Иначе звуковая волна быстро угаснет, затихнет. В голосе не будет силы.
Если вы занимаетесь вокалом, но до сих пор не знаете, как выглядят и где находятся голосовые связки, видео ниже обязательно к просмотру:
Как видно на видео, связки легко тянутся и меняют форму в процессе пения. Становятся тоньше и длиннее на высоких звуках. Смыкаются краями. Внизу — они короткие и толстые, смыкаются более плотно. На этих механизмах связок построено большинство техник пения и вокальных приемов.
Устройство голосового аппарата
Процесс пения — это когда мы превращаем воздух в звук. Он задействует все части голосового аппарата: диафрагму, связки, гортань, глотку, рот, язык и нёбо. Посмотрите, какие этапы проходит поток воздуха, чтобы стать звуковой волной:
Мы делаем вдох, легкие увеличиваются в объеме. На выдохе ребра плавно сужаются и диафрагма выводит воздух из легких
Воздух поднимается из легких к горлу, где прикреплены голосовые связки. От потока воздуха голосовые связки начинают колебаться: смыкаться и размыкаться сотни раз за секунду и создают вибрации в горле.
Звуковые волны от колебания голосовых связок расходятся по телу, как круги по воде. А дальше мы направляем рожденную звуковую волну в резонаторы – в нос, рот, чувствуем вибрации в глотке, груди, лице.
Резонирующую волну звука мы оформляем в гласные и согласные буквы языком и губами, с помощью дикции и артикуляции. Заполняем звуком рот, выпускаем его вперед и… поём!
вокальные ошибки при работе голосовых связок
Устройство голосового аппарата складывается из всех вышеописанных этапов. Если возникнут проблемы хотя бы на одном из них, вы не получите свободный и красивый голос. У новичков ошибки возникают на первом этапе — вокального дыхания. Вот как дышать при пении не правильно:
слишком много выдоха = несмыкание связок
Одна из частых вокальных ошибок – совсем не экономить воздух и очень(!) много выдыхать во время пения. Если диафрагма не контролирует поток дыхания, воздух выходит большой волной. Голосовые связки не могут удержать давление воздуха. Произойдет несмыкание. Ведь чем плотнее смыкаются связки, тем громче голос! На слишком большом выдохе звук будет тихим, либо его не будет вовсе.
Иногда такое нарушение подсвязочного давления переходит в болезнь и называется гипотонусом вокальных мускулов. Связки свисают как две безвольные тряпочки и не могут сомкнуться. Тембр голоса – сиплый, звук вялый. Часто такие люди считают, что не умеют петь громко, хотя решается эта проблема легко: меньше выдыхайте, смыкайте связки плотнее.
Слишком мало выдоха = голосовой зажим
И наоборот, если вы слишком задерживаете выдох при пении, диафрагма находится в постоянном гипертонусе. Происходит зажим ложных связок, что случается всегда, если вы не выпускаете воздух. Без потока дыхания связки пытаются разомкнуться с силой самостоятельно. Они прижимаются друг к другу, из-за чего стирается слизистая и образуются мозоли, узелки на связках.
При этом во время пения возникают болезненные ощущения – жжение, першение, трение. Если в таком режиме работать постоянно, голосовые связки теряют эластичность. Как только вы почувствовали дискомфорт при пении – сбавьте громкость и спойте тихим полушёпотом. Когда мы шепчем, связки размыкаются, воздух свободно выходит. Пение на тихом звуке снимает напряжение.
Есть такое понятие как «белтинг» или вокальный крик, и делается он с минимальным выдохом. Связки смыкаются очень плотно для громкого звука. Но петь таким приемом правильно можно, лишь соблюдая вокальную «технику безопасности» — не выдавливать звук, а смыкать связки на твердой атаке аккуратно. Не «запирать» воздух внутри, а выпускать его едва ощутимым потоком, создавая подсвязочное давление.
Главное соблюдать баланс – смыкать связки плотно, но равномерно выдыхать при пении
За движение связок отвечает около 15 мышц гортани — в ее устройстве есть хрящи, которые управляют вокальными мускулами, а те, в свою очередь, обеспечивают правильное смыкание связок. Мы не можем контролировать связки непосредственно — смыкать их, когда пожелаем. Мы их даже не ощущаем! Вокальные мускулы состоят из гладкой мускулатуры, из которой также состоят мышцы сердца и желудка — такой тип мускулов не подчиняется нервной системе напрямую, то есть мы не можем сжать сердце или желудок силой мысли! Эти механизмы «вшиты» в физиологию и работают самостоятельно.
То же происходит с голосовыми связками. Рычаги управления для них — это выдох и мышцы гортани. Выдох должен быть ровным. Голосовые связки смыкаются от давления воздуха. И натягиваются от движений гортани. Поэтому тембр голоса меняется от того, какое положение гортань принимает при пении. Например, голос станет выше, если вы поднимите гортань. Понимание, как устроен голосовой аппарат дает вам безграничные возможности: петь то мощным звуком, то звонким, то нежно и трепетно, то с берущим зрителей за душу, то криком! И все всего лишь от разного смыкания связок.
А вы знали?… Кое-что из физиологии голоса
В мире нет двух одинаковых голосов! Потому что у каждого из людей разная длина и толщина голосовых связок. У мужчин длиннее связки, и голос поэтому звучит ниже. Голоса детей зачастую похожи на голоса родителей по тембру, так как из-за генетики у них похожая физиология. Но все-таки их голоса хоть немного, но различаются.
Длина голосовых связок зависит от размера гортани человека (чем длиннее гортань, тем длиннее связки), поэтому у мужчин связки более длинные и толстые в отличие от женщин с короткой гортанью. Так если вы видите человека впервые и шея у него длинная, возможно предположить, что у него будет низкий тембр голоса.
Связки могут тянуться и укорачиваться, становиться толще или тоньше, смыкаться только краями или по всей длине благодаря особому строению вокальных мышц одновременно продольных и косых – отсюда получается разная окраска тембра и сила голоса.
Вокальные упражнения тренируют такую подвижность связок на уровне мычшеной памяти, чтобы они были эластичными, а голос свободным и гибким. С эластичностью связок голосовой диапазон увеличивается.
В разговоре мы задействуем лишь одну десятую диапазона, то есть голосовые связки способны растягиваться в десять раз больше у каждого человека, а голос звучать в десять раз выше разговорного, это заложено самой природой! Если это осознать, будет проще брать высокие ноты.
С помощью резонации звука можно разбить бокал, а в книге рекордов Гиннеса описан случай, когда школьница перекричала шум взлетающего самолета благодаря силе голоса.
Колебания голосовых связок у певцов находятся в примерных пределах от 100 гц (низкий мужской голос) до 2000 гц (женский высокий).
Какой длины и толщины голосовые связки у вас?
Чтобы узнать, какой у вас голос и строение связок, отправляйтесь к фониатору. Если вы решили учиться петь с педагогом, сходите на прием к врачу до уроков вокала. Убедитесь, что у вас нет проблем с голосом, нет узелков на связках и на занятиях вам будет комфортно.
Фониатр попросит вас спеть и покажет с помощью медициской техники, как смыкаются голосовые связки именно у вас в процессе пения. Расскажет, какой длины и толщины голосовые связки, какое подсвязочное давление, какая длина гортани и даже какой стиль музыки лучше подойдет голосу с такой физиологией, как у вас! Все это полезно знать, чтобы лучше использовать свой голосовой аппарат. Профессиональные певцы ходят один-два раза в год к фониатору для профилактики — убедиться, что с их связками все хорошо.
Голосовые связки работают, даже когда мы молчим!
Нам привычно использовать голосовые связки в жизни, мы не замечаем их колебаний. А работают они даже, когда мы молчим. Голосовой аппарат имитирует все звуки вокруг нас. Например, проезжающий мимо дребезжащий трамвай или басы из колонок на рок-концерте.
Поэтому прослушивание качественной музыки положительно влияет на голосовые связки и повышает ваш вокальный уровень. А беззвучные упражнения для вокалистов (есть и такие), особенно на дыхание, тренируют голос.
Педагоги по вокалу не любят объяснять физиологию голоса ученикам, а очень зря! Боятся, что ученик, услышав, как голосовые связки правильно смыкать, примется петь “на связках”, спровоцирует зажим.
Читайте в следующей статье, как работают связки при пении высоких нот и как это влияет на технику вокала.
КАК РАЗВИТЬ ТЕХНИКУ ПЕНИЯ
Курс вокала о физиологии голоса
по современным методам пения (CVT, EVT).
Узнать о курсе
Источник