Функциональная анатомия гортани механизмы фонации и артикуляции

Функциональная анатомия гортани механизмы фонации и артикуляции thumbnail
Функциональная анатомия гортани механизмы фонации и артикуляции

Функциональная анатомия гортани механизмы фонации и артикуляции

Мы поможем в написании ваших работ!

Функциональная анатомия гортани механизмы фонации и артикуляции

Мы поможем в написании ваших работ!

Функциональная анатомия гортани механизмы фонации и артикуляции

Мы поможем в написании ваших работ!

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Механизмы фонации обеспечиваются структурами гортани. Гортань расположена над трахеей. Она состоит из кольцевого перстневидного, щитовидного и парных черпаловидных хрящей.

Щитовидный хрящ движется относительно перстневидного вперед и вниз.Черпаловидные хрящи располагаются на заднем верхнем краю перстневидного хряща. Они могут вращаться вокруг своей длинной оси, сдвигаться, раздвигаться, скользя по перстневидному хрящу и наклоняться вперед.

Между щитовидным хрящом и голосовыми отростками черпаловидных расположены голосовые связки. Они окутаны складками слизистой оболочки, между которыми располагается голосовая щель. Через нее во время речи и дыхания проходит воздух.

Особое функциональное значение имеют задняя перстнечерпаловидная,черпаловидные, латеральные перстнечерпаловидные, щиточерпаловидные,перстне-щитовидная и голосовая мышцы. Они изменяют ширину голосовой щели, степень натяжения голосовых связок и тем обеспечивают фонацию.

Механизмы фонации и артикуляции

Обычно считается, что возникновение звуков речи обеспечивается гортанью. Однако речевой аппарат значительно более сложен. Он включает источник сжатого воздуха, набор вибрирующих элементов, системы резонаторов и артикуляторов. Первой фазой фонации является подготовка к выдоху. Голосовая щель закрывается, а дыхательные мышцы начинаю) сокращаться. Влегких формируется более высокое давление воздуха, чем при обычном выдохе.

Затем начинается выдох через суженную голосовую щель и воздух проходит в ротовую часть глотки. В этот момент начинают колебаться вибрирующие элементы гортани – голосовые связки. Высота первичного звука, возникающего в гортани, определяется состоянием голосовых связок. Чем больше их натяжение, тем она выше и наоборот. Громкость формируемого звука за висит от давления выходящего воздуха. Поэтому громкий крик возможен только после глубокого вдоха. Высота звука может быть изменена сокращением мышц гортани. Во время шёпота голосовые связки не совершают колебаний. Они лежат вплотную друг к другу, оставляя лишь маленький просвет. Воздух,проходя через него, вызывает шум, который благодаря артикуляции образует

шёпотный голос. Высота звука при речи регулируется сознательно за счет обратной слуховой связи.

Пройдя голосовую щель, воздух попадает в голосовой тракт, который включает глоточную, носовую и ротовую полости. Они составляют систему резонаторов и артикул яторо в. При этом наибольшее значение имеет ротовая полость. Ее объем, конфигурация может изменяться за счет положения языка,нижней челюсти и губ. Центральную роль в артикуляции играет язык. Благодаря сложному расположению в нем мышечных волокон, богатой иннервации он является функционально наиболее гибким двигательным органом в организме. Это свойство обеспечивает его способность к тонкой и плавной регуляции конфигурации полости рта при речи. Особенно это важно для произношения гласных звуков. Согласные возникают за счет создания препят-

ствий для прохождения воздуха через голосовой тракт. Эти препятствия образуются с помощью губ, зубов, твердого и мягкого неба.

Воздух, проходя через голосовой тракт, образует звуки широкого диапазона частот. Полосы частот, характерные для той или иной конфигурации голосового тракта, называются формантами. Они не зависят от состояния голосовой щели.

Отдельные участки голосового тракта имеют различные частоты колебаний в зависимости от их конфигурации в каждый данный момент. При определенном положении челюстей, языка и мягкого неба возникают специфические звуки. При нормальной речи гласные звуки формируются благодаря резонансу голоса в голосовом тракте. Конфигурация его стабильна, рот открыт для распространения звука. При формировании согласных большое значение имеют шумовые звуки, образующиеся в полости рта и носоглотки.

Различают:

1. Полусогласные звуки – М, Н, Р, Л, в которых голос преобладает над шумами.

2. Звонкие согласные звуки – Б, В, Д, 3, Ж, Г, в образовании которых наряду с шумом участвует и голос.

3. Глухие согласные звуки – П, Ф, Т, С, Ш, К – производные шумовых звуков без участия голоса.

Шумовые компоненты согласных звуков возникают вследствие колебаний струи воздуха при прохождении через суженый участок ротовой полости. Во время прохождения струи воздуха через щель. образованную приближением языка к верхним зубам, возникают звуки Д и Т, к твердому небу – 3, Ж, Ч, Ш, к мягкому небу – Г и К. При отрывистом размыкании губ формируются звуки БиП.

Читайте также:  Облучение при раке гортани побочные эффекты

Тонкое согласование работы мышц, участвующих в образовании речи, осуществляется центрами нескольких уровней. Мышечный аппарат, создающий давление, регулируется мотонейронами спинного мозга. Регуляцию сокращений диафрагмальных мышц осуществляют мотонейроны 3-5 шейных сегментов спинного мозга, межреберных – 2-5 грудных сегментов, брюшных – 6-12 грудных сегментов. Установлено, что к мотонейронам межреберных мышц идут кортикоспинальные волокна. Внутренние мышцы гортани иннервируются блуждающими (X пара) и добавочными (XI) нервами. В целом гортань иннервируется двумя ветвями блуждающего нерва. Верхний гортанный нерв содержит сенсорные волокна, идущие от слизистой гортани и двигательные, иннервирующие перстневидную мышцу. Нижний гортанный нерв является конечной ветвью возвратного. Он является основным нервом, иннервирующим гортань. Его волокна иннервирует все её внутренние мышцы, за исключением перстневидно-щитовидной. Кроме того, в составе нижнего гортанно-

го нерва проходят сенсорные волокна, начинающиеся в области, расположенной над голосовой щелью. Резонаторы и артикуляторы управляются нервами, направляющимися к мышцам глотки (VII, X, XI пары), языка (XII пара),губ и лица (VII пара). Таким образом, нейроны, участвующие в вокализации,образуют несколько уровней. Низший уровень находится в спинном мозге,следующий в стволе мозга. Произвольный контроль за нейронами этих уровней осуществляют те моторные зоны коры, в которых находятся проекции

лица, шеи и туловища. Здесь располагаются нейроны промежуточного уровня двигательной иерархии речевой системы. Механизм управления активностью нейронов нижележащих уровней неизвестен. Самый верхний уровень контроля речевой деятельности лежит в зоне Брока.

Нейронные механизмы формирования речи. Речевые функции коры

Больших полушарий

В коре больших полушарий имеется три сенсорных поля, обеспечивающих речевые функции. Зрительное поле (поле 17 по Бродману) расположено в затылочных долях в области шпорной борозды. В 41 поле, которое находится в поперечной извилине Гешля, размещается слуховая зона и сенсорный центр речи (центр Вернике). В задней центральной (поля 1-3) и передней центральной (поля 4-6) извилинах располагается соматосенсорное и первичное моторное поля. Они обеспечивают формирование двигательной активности при переводе речи в акустическую или письменную форму. Важнейшим интегративным участком коры, осуществляющим программирование речи, является участок лобной доли в третьей лобной извилине. Там находится моторный

центр речи – центр Брока.

Акустическая информация в виде слова воспринимается слуховыми рецепторами, анализируется и поступает в корковые центры слуха. От них сигналы идут в сенсорный центр речи – центр Вернике, расположенный в задней трети верхней височной извилины левого полушария. В нем происходит распознавание смысла слов. Полученная информация от центра Вернике поступают к центру Брока, который расположен в области третьей лобной извилины левого полушария. В нём формируется программа артикуляции для произношения ответной фразы. От центра Брока управляющие сигналы идут к лицевой

проекции моторной зоны коры, которая через нижележащие центры управляет речевой мускулатурой. Если происходит восприятие письменной речи, то информация о зрительном образе слова сначала направляется в первичную зрительную кору. Затем она переходит в угловую извилину. Там происходит интеграция зрительной картины слова с его акустическим аналогом из центра Вернике. Если необходима реализация ответа в письменной форме, то активируются моторные зоны коры, ответственные за движения правой руки.

Источник

ФИЗИОЛОГИЯ РЕЧИ

Речь, виды, психоакустические характеристики. Функции речи Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека, обеспечивающей посредством языка общение с другими членами определенного языкового коллектива. Она возникла в процессе эволюции и неразрывно связана с сознанием и мышлением. Выделяют внешнюю или звуковую и внутреннюю речь. Внутренняя речь является особой функцией мозга. По определению Л.С. Выготского, по мере развития речи ее интерпсихическая функция (т.е. функция общения) переходит в интрапсихическую, как функцию обобщения. Она начинает обеспечивать коммуникацию человека с самим собой.

Основной психоакустической характеристикой звуковой речи является её разборчивость, т.е. степень правильного восприятия слушателем звуков, слов и смысла речи в целом. Наибольшей степенью разборчивости обладает речь,воспринимаемая человеком в виде предложений, а не отдельных звуков, сло-

Читайте также:  Отек гортани скорая помощь у детей

гов или слов.

Функции речи:

1. Коммуникативная функция. Заключается в общении людей посредством языка. Она подразделяется на функцию сообщения и функцию побуждения к действию. Язык значительно увеличивает возможности человека для приспособления к условиям окружающей среды, так как информация в словесной

форме передаётся от субъекта к субъекту и от поколения к поколению. Поэтому речь ускоряет эволюцию человека.

2. Регулирующая функция. Первоначально состояла в регуляции поведения других людей посредством словесных сигналов. Затем формируются механизмы управления собственным поведением посредством внутренней речи.

3. Программирующая функция. Заключается в предварительном построении схемы будущего высказывания и переходе этой схемы к воспроизведению высказывания. Основой этого процесса является внутреннее программирование посредством внутренней речи.

Необходимо отличать речь и язык. Язык – это система абстрактных символов, которые в виде сочетания определенных звуков служат для передачи информации. В единой языковой среде используется один язык. В языках находят выражение психологические, исторические, культурные и др. особенности народа, для которого он является родным. В свою очередь, речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, которые имеют то же значение, что и соответствующие им письменные знаки. Речь несет не только

информационное сообщение, но и психологические, социальные, возрастные и др. качества субъекта. Без освоения хотя бы одного языка невозможно формирование речи.

Связь между языком и речью осуществляется посредством их единиц. Простейшей единицей языка являются фонемы. С помощью них различается смысл слова. Например, в словах “бук” и “сук” имеются фонемы “б” и “с”. Они отличаются по звонкости и глухости и позволяют воспринять смысл слов. В русском языке 44 фонемы. В то же время, интерпретация слова может осуществляться не только за счет фонемного состава, но и с помощью содержания предложения. В частности, совершенно разный смысл могут нести слова из одинаковых фонем – печь, лес и т.д.

Голоса разных людей отличаются по высоте, причём высота звучания речи сильно изменяется у одного и того же человека в зависимости от условий. Это показывает, что речь обладает двумя независимыми переменными параметрами. Один из них несёт информацию о высоте звука, другой – о его фонемном составе.

Механизм регуляции высоты звука называется фонацией, а определяющий фонемную структуру речи – артикуляцией. Формирование высоты звука происходит в гортани, фонемной структуры речи – в голосовом тракте.

Кроме того, речевые сигналы дают слушателю информацию о поле, возрасте, эмоциональном состоянии говорящего. Эта информация называется экстралингвистической.

Функциональная анатомия гортани

Механизмы фонации обеспечиваются структурами гортани. Гортань расположена над трахеей. Она состоит из кольцевого перстневидного, щитовидного и парных черпаловидных хрящей.

Щитовидный хрящ движется относительно перстневидного вперед и вниз.Черпаловидные хрящи располагаются на заднем верхнем краю перстневидного хряща. Они могут вращаться вокруг своей длинной оси, сдвигаться, раздвигаться, скользя по перстневидному хрящу и наклоняться вперед.

Между щитовидным хрящом и голосовыми отростками черпаловидных расположены голосовые связки. Они окутаны складками слизистой оболочки, между которыми располагается голосовая щель. Через нее во время речи и дыхания проходит воздух.

Особое функциональное значение имеют задняя перстнечерпаловидная,черпаловидные, латеральные перстнечерпаловидные, щиточерпаловидные,перстне-щитовидная и голосовая мышцы. Они изменяют ширину голосовой щели, степень натяжения голосовых связок и тем обеспечивают фонацию.

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

Функциональная анатомия гортани механизмы фонации и артикуляции
Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда…

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных



Поиск по сайту:

Функциональная анатомия гортани механизмы фонации и артикуляции
Мы поможем в написании ваших работ!

Функциональная анатомия гортани механизмы фонации и артикуляции
Мы поможем в написании ваших работ!

Функциональная анатомия гортани механизмы фонации и артикуляции
Мы поможем в написании ваших работ!

Источник

Речь
обладает двумя независимыми переменными
параметрами – высотой и фонемным составом.
Механизмы регулирующие высоту речи
называются фонацией. Фонация обеспечивается
гортанью. В первую очередь напряжением
голосовых связок. Фонемы это единицы
языка, с помощью которых различаются
слова. Например в словах бук и сук имеются
2 фонемы, придающие разный смысл словам
– Б и С. В русском языке 44 фонемы. Механизмы
формирующие фонемную структуру речи
называются артикуляцией. Артикуляция
обеспечивается соответствующим
положением губ, языка, неба. Основной
психоакустической характеристикой
речи является ее разборчивость.
Максимальной степенью разборчивости
является фразовая, минимальной – слоговая.

Читайте также:  Аллергический отек гортани неотложная помощь

170. Нейронные механизмы формирования речи. Речевые функции коры больших полушарий.

У
большинства правшей и левшей речевые
функции выполняет левое полушарие.
Передним отделом речевой зоны коры
является центр Брока т.е. двигательный
центр речи. Он расположен в третьей
лобной извилине левого полушария. При
его поражениях нарушается способность
к осмысленному высказыванию. Это
состояние называется моторной афазией.
Наблюдается несколько ее форм. Если
человек не может произнести развернутую
речь, но может читать вслух или повторять
за кем-либо предложения, это называется
динамической афазией. Когда нарушается
фонация и артикуляция, то такое состояние
носит название парадигматической
афазии. Следовательно передний отдел
речевой зоны обеспечивает программирующую
функцию речи. Больные понимают дефекты
своей речи, поэтому говорят мало и с
трудом. Задним отделом речевой зоны
является центр Вернике, находящийся в
верхней височной извилине левого
полушария. При поражениях этого центра
возникает сенсорная афазия. Речь таких
людей беглая, но бессмысленная. Кроме
того, в этом случае могут наблюдаться
оптико-мнестическая и акустико-мнестическая
афазии. Это ухудшение зрительной и
слуховой речевой памяти.

171. Мышление и сознание. Образное и вербальное мышление.

Мышление-
это процесс познавательной деятельности
человека, проявляющийся обобщенным
отражением явлений внешнего мира и
своих внутренних переживаний. Сущность
мышления состоит в способности мысленно
моделировать события в любом временном
направлении. Мышление имеет 2 аспекта:
распознавание, т.е. принятие решения и
устойчивая стратегия выполнения
поставленной задачи. Формирование
мышления начинается между первым и
вторым годамиВ период с 2 до 7 лет идет
первая фаза формирования человеческого
мышления. Она проявляется способностью
мысленно осуществлять какие-либо
действия и ребенок приобретает способность
прогнозировать результаты определенных
действий. В то же время действие пока
еще остается основным элементом мышления
(птица то, что летает). С 7 до 10 лет протекает
вторая фаза. Возникает способность к
логичному рассуждению и построению
достаточно сложных умозаключений. В
возрасте 11-15 лет идет 3 фаза. Мозг
приобретает способность к сложным
абстракциям, оценке гипотез. Выделяют
3 формы мышления: наглядно-действенное,
образное и абстрактно-логическое или
вербальное. Наглядно-действенное
проявляется в реализации действий.
Образное мышление это оперирование
образами. Абстрактно-логическое мышление
использует понятиями, суждениями,
умозаключениями, построенными с помощью
абстрактных символов – слов, формул и
т.д. Оно возможно лишь при наличии речи.
Первая фаза мышления, т.е. стратегия:
решения задач осуществляется нейронами,
теменно-затылочных, височных и лобных
областей коры, а также лимбическими
структурами. Каждое полушарие обладает
собственными ощущениями, восприятием,
мыслями, воспоминаниями, эмоциональной
оценкой событий.Правое обеспечивает
наглядно-действенное и образное мышление.
Левое абстрактно-логическое. Сознание-это
высший уровень психического отражения
действительности. Иметь сознание, это
иметь возможность осознавать себя как
личность, анализировать свою психическую
деятельность, а также передать свое
знание другой личности. К сознанию можно
отнести и 2 неосознаваемых психических
процесса:1.Подсознание. В него входит
все то, что уже было осознано и закреплено
в памяти. Поэтому может быть осознано
вновь при определенных условиях..2.Сверхсознание
или интуиция. Им объясняются процессы
творчества, не контролируемые сознанием.
Нейрофизиологической основой сверхсознания
является актуализация определенных
следов памяти, их сложная комбинация и
создание совершенно новых связей. В
настоящее время процесс сознания
связывается с модульными колонками
коры. Кора состоит из множества
вертикальных колонок, проходящих через
все ее слои. В этих колонках нейроны
связаны между собой синаптическими
контактами. Несколько вертикальных
колонок объединяются в крупную модульную.
Такая колонка способна обрабатывать
большой объем информации.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник