Функции гортани в пении
Гортань. Общие сведения. расположена по средней линии шеи в переднем ее отделе и представляет собой трубку, верхнее отверстие которой открывается в полости глотки, а нижнее непосредственно продолжается в трахею. Гортань выполняет тройную функцию (дыхательную, защитную, голосовую).
Гортань-место где родится исходный звук певческого голоса, уже несущий с собой его основные певческие качества: точную высоту, силу, начальный певческий тембр, певческое вибрато, но не имеющий формы того или иного гласного (индифферентный).
Работа гортани в пении скоординированна с дыханием и артикуляцией. Управляют движениями гортани поперечнополосатые мышцы передней части шеи, а там, где имеются произвольные мышцы, возможно сознательное управление их работой. Гортнь каждого человека легко опускается при зевке и легко поднимается при глотании. Можно пользоваться опосредованными путями воздействия на положение гортани. Например через требование петь тем ли иным характером звука.
Тип голоса и длина надставной трубы в пении неразрывно связаны друг с другом. Механизм взаимосвязи определяется акустическими свойствами надставной трубки и её импедансом.
Когда разбирают работу гортани в пении, то различают два механизма её деятельности: смещение гортани в целом под воздействием прикрепляющихся к ней снаружи мышц, и работу внутренних мышц гортани, участвующих в функции голосовых связок. Эти два механизма её работ не имеют прямой связи между собой. Низкое или высокое положение гортани возможно при различном характере работы голосовой щели. Положение гортани в пении оказывает своё влияние на функцию голосовой щели опосредованно, через изменение акустических и аэродинамических свойств ротоглоточных полостей. Эти полости меняют свою форму и объём за счёт смещения гортани вверх или вниз. Смещение гортани приводит к изменению тембра певческого звука. Другой приём опосредованного воздействия- управление движением гортани через гласные (фонетический метод). В речи гласный звук «и» произносится на повышенном положении гортани, «у» на пониженном.
Внутренняя работа гортани.
От особенностей структуры и функции гортани в значительной мере зависят вокальные возможности голоса человека. Это относится к форме, к размерам, взаиморасположению и к другим структурным анатомическим особенностям костей и мышц, а так же к физиологическим свойствам её нервно-мышечного аппарата. Характер голоса, его сила, тембр, регистровые особенности, диапазон и способность выдерживать высокую тесситуру, выносливость и другие качества голоса прежде всего связаны с особенностями гортани. Гортань достаточно упруга и прочна, чтобы давление внешних мышц могло не сказываться на её внутренней работе. Хрящевой остов гортани служит надёжной опорой для работы внутренних гортанных мышц и голосовых складок. Он состоит из щитовидного, перстневидного и двух маленьких черпаловидных хрящей. Сверху к щитовидному хрящу прикрепляется надгортанник, имеющий листовидную форму. Движение голосовых складок осуществляют щито-перстневидные мышцы. Голосовая щель образуется краями голосовых складок, идущих от места схождения пластин щитовидного хряща к вокальным отросткам черпаловидных хрящей, и межчерпаловидным пространством. Голосовые складки представляют собой сложные образования. На фоне красной слизистой оболочки гортани это перламутрово-белые, иногда у мужчин бледно- розовые блестящие полоски. В результате деятельности комплекса внутренних мышц гортани голосовые складки могут быть сближены или разведены поворотами черпаловидных хрящей, растянуты наклоном щитовидного хряща в перстне-щитовидном сочленении, а также напряжены в той или иной степени в зависимости от работы шито-черпаловидных наружных и внутренних вокальных мышц. Мышечная работа гортани управляется при помощи нижнегортанного и верхнегортанного нервов.
Голосовая(внутренняя щито-черпаловидная ) мышца у новорожденных отсутствует. Постепенно, после года, в том месте, где в дальнейшем будет вокальная мышца, появляются отдельные мышечные волокна. Формирование этой мышцы начинается в семилетнем возрасте. К 11 годам мышечные волокна входят в соединительный край складки, а к 13 годам мышца подростка выглядит так же как у взрослго челвека.
Теории голосообразования: миоэластическая и нейрохронаксическая.
Начало систематического исследования механизма фонации (голосообразования) относится к XVIII веку. Исследователи того времени считали, что голосовые складки колеблются наподобие струн музыкальных инструментов и подобно этим струнам издают звуки.
Позже в результате накопленных наблюдений ученые убедились, что дело обстоит не так просто. В настоящее время существуют две основные теории голосообразования – миоэластическая (мышечноэластическая) и противоположная ей нейрохронаксическая теория (Нейрон- нервная клетка – основной структурный и функциональный элемент нервной системы человека. Хронаксия обозначает единицу времени).
Миоэластическую теорию голосообразования впервые сформулировал в 1741 году Феррейн, который считал, что фонация является результатом вибрации голосовых складок в вертикальном направлении под действием воздушной струи на выдохе.Но когда к концу XIX века стало технически возможным наблюдать за колебанием голосовых складок живых людей с помощью прибора, названного стробоскопом, то этими наблюдениями было доказано, что голосовые складки совершают колебания не в вертикальной, как думали раньше, а в г о р и з о н т а л ь н о й плоскости.
В последние годы с помощью сверхбыстрой киносъемки удалось установить, что голосовые связки вибрируют не как единое целое, а частицы их массы движутся по эллипсовидной траектории. В функции голосообразования человека принимают участие 40 отдельных мышц – дыхательных, гортанных и артикуляторных. Все они должны совмещать свою работу в рамках очень сложной модели и тонко подстраиваться друг к другу. Слаженная работа мышц зависит от степени их напряжения и соответственно расслабления. Другими словами, мышцы гортани проявляют свою функцию в изменений напряжения, длины и массы голосовых складок. Все мышечные движения являются результатом регулирующей деятельности центральной нервной системы, контролирующей эластическое напряжение мышц. Согласно миоэластической теории главной движущей силой, обеспечивающей расхождение голосовых складок, служит давление воздушной струи, тогда как вторая фаза – смыкание голосовых складок – является следствием собственной эластичности сокращенных мышечных волокон. Противопоставление этих двух сил зависит от действия соответствующих мышц. Исходя из этой теории полагают, что для голосообразования достаточно упругого сближения складок и поднятия воздушного давления под ними. Подскладочное давление своей силой размыкает сомкнутые складки, которые после прорыва порции воздуха смыкаются снова. Колебание голосовых складок совершается под влиянием двух сил: силы давления воздуха и силы упругости напряжённых и сомкнутых голосовых складок. Для того, чтобы возник звук, надо только придать им определённый тонус и сблизить их. Само же колебание осуществляется пассивно под влиянием подскладочного давления. Частота колебаний и их амплитуда также регулируется этими двумя силами, а цикл размыкания автоматически сменяется смыканием.
Однако миоэластическая теория не может объяснить некоторые встречающиеся в практике факты. Так, например, при усталости голоса у певцов наблюдается гипотония голосовых складок (недостаточность закрытия голосовой щели) и увеличение амплитуды их движений. С точки зрения законов аэродинамики, лежащих в основе миоэластической теории, следовало бы ожидать сужения голосового объема певца. Подобного, однако, не наблюдается, а только лишь изменяется тембр голоса. Не находили объяснения и такие случаи, когда у некоторых больных складки хорошо смыкаются и размыкаются, а их вибрации (колебаний) не получается.
В 1950 году французский ученый Рауль Юссон попытался объяснить эти факты с помощью созданной им нейрохронаксической теории голосообразования. Юссон был незаурядным исследователем, обладавшим солидным практическим опытом и фундаментальной научной подготовкой. Будучи одновременно физиком, математиком, медиком и обученным певцом (баритон), он заведовал лабораторией фонологии в Сорбонне.
На основе экспериментальных данных Юссон установил, что «дрожание» голосовых складок осуществляют активные движения голосовых мышц под действием поступающих в них импульсов, возникающих в центральной нервной системе. Ученый считал, что открытие голосовой щели – не пассивное движение, как это трактуется согласно миоэластической теории, а активный ответ на посылаемые сюда двигательные импульсы. Таким образом, воздушная струя, образующаяся во время выдоха, является не движущей силой колебательных движений голосовых складок, а материалом, веществом, из которого генерируется звук. В соответствии с представлением о высоте издаваемого тона, кора головного мозга через свои двигательные центры посылает к головным мышцам, активно раскрывающим голосовую щель, серию частых импульсов, каждый из которых вызывает их сокращение. Сколько импульсов в секунду подошло к голосовым мышцам, столько раз разомкнётся голосовая щель. Голосовые мышцы работают на размыкание голосовой щели, а не на смыкание как думали прежде. Воздух прорывается через колеблющиеся голосовые складки с звуковой частотой не потому, что он их размыкает в каждом цикле вибрации, а потому, что голосовая щель активно раскрывается, и позволяет порции воздуха пройти через голосовой затвор.
Вокальные мышцы, по своим функциональным возможностям, не похожи на другие мышцы гортани и специализированны для осуществления вокальной функции. Нерв может провести, а голосовые мышцы выполнить те звуковысотные задания, ту частоту импульсов, которую посылают двигательные отделы мозга в соответствии с представлением о нужной высоте звука.
Уже с момента своего появления эта достаточно оригинальная и революционная теория голосообразования встретила много противников. Критика ее в основном сводилась к тому, что мышечных волокон, прикрепляющихся непосредственно к голосовой связке, не существует. Эти серьезные возражения были, однако, отвергнуты Юссоном, который объяснил их неточностями при проведении экспериментов. Затянувшийся диспут прекратился лишь в связи с последовавшей в 1965 году кончиной ученого. В настоящее время обе теории имеют равное право на существование, как та, так и другая имеют своих горячих сторонников и убежденных противников.
Позже учёные Пике и Декруа экспериментально установили, что если в рождении высоты звука дыхание по нейрохронаксической теории не играет решительно никакой роли, то вся звуковая энергия, сила звука целиком зависит именно от дыхания. В эксперименте на киноплёнке были зафиксированы лишь колебания складок. Звука при этом не возникало. Энергия колебания самих складок слишком мала, чтобы возник звук. Её достаточно лишь для того, чтобы открывать голосовую щель со звуковой частотой. Только когда через периодически открывающуюся голосовую щель начинают проходить порции воздуха, родится звук голоса. Чем с большей энергией в момент открытия голосовой щели будут выталкиваться порции воздуха, тем интенсивнее будет звук. Таким образом, сила дыхания даёт силу звука голоса, возникающего в голосовой щели. К тому же воздушная струя может «дооткрыть» начинающую своё размыкание голосовую щель.
Также позже было установлено, что активно разомкнутые складки вновь смыкаются за счёт эластической силы напряжённых голосовых складок.
Следовательно, миоэластическая и нейрохронаксическая теория не полностью взаимоисключающие концепции звукообразования.
Важно понимать, что в голосовой щели образуется высота, сила и исходный тембр певческого голоса и что в этом процессе участвуют не только внутренние мышцы гортани, заведующие вибрационной деятельностью голосовых складок, но и дыхание.
Д о семилетнего возраста ребёнок в речи использует миоэластический тип голосообразования. Нейрохронаксический тип у него ещё не проявляется, так как нет сформированной вокальной мышцы.
Источник
Дыхание при пении в разных регистрах. Напряжение голоса – forte, piano
Дыхание при пении в разных регистрах. Для грудного регистра является характерным значительная амплитуда дыхательных движений и использование большого количества воздуха во время пения; в то время как при головном регистре амплитуда дыхательных движений невелика и используется гораздо меньше воздуха, хотя и здесь могут быть индивидуальные особенности.
Значение трахеи и бронхов, как резонаторов. При пении в головном регистре необходимым является участие трахеи и бронхов, однако, это участие, как правило, гораздо меньшее, чем при пении в грудном регистре.
Роль легких в резонаторной функции. Легкие играют роль заглушающей системы для тонов высокой частоты, т.е. прежде всего тонов головного регистра.
Характер колебаний голосовых связок. При грудном регистре колебание голосовых связок бывает полным, т.е. колебаниям подвергаются голосовые связки в целом. При головном регистре колеблются исключительно лишь их края.
Объем резонаторных полостей гортани. Объём резонаторных полостей при грудном регистре увеличивается, при головном регистре уменьшается. Доказательством этому явлению служат рентгеновские и томографические снимки.
Положение гортани. При грудном регистре гортань обычно располагается низко, при головном регистре — высоко. Однако такое положение гортани не является правилом и зависит оно от индивидуальных особенностей строения голосового аппарата, а также от техники пения.
Влияние наружных мышц гортани. Грудинно-щитовидная и перстне-щитовидные мышцы составляют тесно связанную мышечную систему, от которой зависит функция внутренних мышц гортани. При грудном регистре отмечается преобладание напряжения грудинно-щитовидных мышц, а при головном регистре превалирует функция нерстне-щитовидных мышц.
Резонанс и усиление гармонических тонов. При грудном регистре преобладают низке форманты, которые придают голосу „тёмную” окраску. В то время, как при головном регистре отмечается большое количество формантов с большой частотой колебаний, придающих голосу „светлую” окраску.
Участие надсвязочных пространств (надставной трубы) в резонаторной функции. Резонаторы надсвязочного пространства должны брать участие в формировании голоса, как с грудным, так и с головным регистром. Как низкие голоса (бас, баритон, альт, меццосопрано), так и высокие должны содержать отзвуки, возникающие в надставной трубе, только в низких голосах содержание этих отзвуков значительно меньшее, чем в высоких. Резонаторы определяют тембр звучания гласных.
Между регистрами имеется определенное равновесие в том случае, если голосовой аппарат обладает способностью быстро трансформироваться в соответствии с описанными выше функциями. Способность голосового аппарата быстро изменять свою форму и соответственно функцию отдельных его частей является условием определенного равновесия между регистрами. Динамичность голосового аппарата может быть врожденной или приобретенной, т.е. выработанной в течение долголетней практики.
При исследовании процессов, лежащих в основе высшей нервной деятельности, Павлов обращал внимание не только на силу и взаимное равновесие, но также и на их динамичность. Его наблюдения над условно-рефлекторной деятельностью показали, что в одних случаях у животных отмечается должная динамичность процессов в коре головного мозга, в то время как в других случаях имеет место некоторая их замедленность. Наблюдения Павлова можно применить также к человеку, в частности при разборе вопроса о голосообразовании и восстановлении голоса после различного рода нарушений.
С вопросом регистров тесно связана их зависимость от напряжения голоса (forte, piano). Правильный звук грудного регистра при затихании должен обладать способностью перехода в звук головного регистра, который с самого начала должен быть составной частью каждого звука. От этого зависит качество звука и способность оперирования crescendo и diminuendo при каждой степени напряжения.
Если при звукообразовании преобладает грудной резонатор, голос становится чрезмерно глубоким, выходящим как-будто бы из бездонной пропасти, если же преобладают головные резонаторы, голос звучит резко, пронзительно, неприятно для слуха.
– Также рекомендуем “Техника звукообразования при закрытии. Гортань и характер голоса при закрытии”
Оглавление темы “Физиология голоса в норме”:
- Гортань как голосовой инструмент. Хрящи и полость гортани
- Двигательный аппарат гортани. Участие мышц гортани в формировании голоса
- Иннервация гортани. Участие нервов гортани в формировании голоса
- Фонационная функция гортани. Развитие голоса у ребенка
- Голосовая функция гортани. Рефлексы формирования голоса у человека
- Типы постановки голоса. Мягкая, твердая и предыхательная постановка голоса
- Диапазон голоса певца. Грудной, головной регистры голоса
- Дыхание при пении в разных регистрах. Напряжение голоса – forte, piano
- Техника звукообразования при закрытии. Гортань и характер голоса при закрытии
- Вибрация голосовых связок. Хорошая и плохая вибрация у певцов
Источник
Интерактивное приложение
Вокальный аппарат снизу вверх: диафрагма — лёгкие — трахея (бронхи) — гортань — голосовые складки (связки) — мягкое нёбо (глотка) — ротовая полость. Следует отметить, что когда мы говорим о голосе как музыкальном инструменте, корпусом которого является сам человек, то к вокальному аппарату можно смело причислить едва ли не всё тело – от лобных пазух и других пустот в черепе до нижних мышц живота, участвующих в правильном певческом дыхании, и даже ещё ниже. Как говорят опытные певцы, «петь нужно так, чтобы чувствовать себя всего — от макушки до пяточек, упирающихся в пол».
Диафрагма — (лат. diaphragma) — непарная широкая мышца, разделяющая грудную и брюшную полости, служащая для расширения лёгких. Условно её границу можно провести по нижнему краю рёбер. Образована системой поперечнополосатых мышц, которые, по-видимому, являются производными системы прямой мышцы живота.
Диафрагма сокращается и расслабляется, и так же, как другие мышцы нашего организма, поддаётся тренировке. Её часто называют «вокальной опорой», отсюда распространённое выражение многих преподавателей и вокалистов: «петь на опоре». Буквально это означает: петь, опираясь на диафрагму.
Диафрагма отвечает за ровность, устойчивость звука, пение без дрожи (не путать с вибрато); силу звука (динамику); частично яркость тембра.
Над диафрагмой находятся лёгкие, в области грудной клетки над лёгкими расположена трахея — разветвленный воздуховод, соединяющий лёгкие между собой и с гортанью.
Гортань (лат. larynx) — участок дыхательной системы, который соединяет глотку с трахеей и содержит голосовой аппарат. Гортань расположена на уровне 4—6 шейных позвонков и соединяется связками с подъязычной костью. Сверху гортань соединяется с полостью глотки, снизу — с трахеей.
Гортань содержит голосовой аппарат, который представлен голосовыми связками — складками слизистой оболочки гортани, выступающими в её полость, содержащими голосовую связку и голосовую мышцу. Голосовые связки начинаются от голосовых отростков черпаловидных хрящей и прикрепляются на внутренней поверхности щитовидного хряща. Над голосовыми складками, параллельно им, располагаются складки преддверия.
Так как же говорить правильно: складки или связки?
В профессиональной лексике и в старых пособиях логопеды, фониатры, вокальные педагоги часто используют термин «голосовые связки» или «связки» вместо «складки». Таким образом оба названия — верные.
Голосовые связки (лат. plica vocalis) — орган, ответственный за образование звуковой волны за счёт колебания голосовых мышц. Звуковая волна, проходя через пространство мягкого нёба (границы: от голосовых связок до маленького язычка) и ротовой полости (артикуляционный аппарат), преобразуется в полноценный звукоряд, который доступен обычному слуху.
Ротовая полость (артикуляционный аппарат) включает губы, зубы и язык — все эти органы важны при образовании звуков. С ними связаны такие понятия, как артикуляция и дикция.
Процесс образования голоса выглядит таким образом: при вдохе диафрагма натягивается, проседая вниз при помощи расслабления стенки живота и рёберных мышц, образовавшийся в лёгких вакуум заполняется воздухом. Во время выдоха рёберные мышцы и мышцы пресса подталкивают диафрагму вверх, что в свою очередь приводит к сжатию и последующему высвобождению воздуха из лёгких. Воздух под давлением проходит сквозь трахею к гортани, через голосовые связки, где с помощью колебаний связочных мышц, которые сдерживают поток воздуха, преобразуется в звуковую волну. Звуковая волна проходит через мягкое нёбо (глотку) и попадает в ротовую полость, где происходит оформление звуковой волны в отдельные звуки и звуковые сочетания.
У некоторых вокалистов звуковая волна выходит не совсем верно, попадая в носоглотку и приобретая характерный гнусавый призвук, очень заметный при исполнении. Это происходит из-за того, что образовавшемуся звуку не даётся достаточно места для выхода через ротовую полость, и он заполняет единственное свободное пространство. Чтобы избежать этого, нужно следить за позицией мягкого нёба (глотки), оно должно быть хорошо открыто (как на зевке).
Головные резонаторы
Что такое резонаторы
Голос представляет собой звуковые колебания (механические колебания молекул воздуха), то есть распространяется в воздушной среде. Все органы, которые пройдет воздух на пути от лёгких до внешнего пространства — это полости, заполненные воздухом. Эти полости и представляют собой систему резонаторов, которая создает уникальный инструмент — голос человека. Полости — пустые места — очень похожи на полый корпус других музыкальных инструментов: гитары, скрипки, пианино, флейты, колокола, барабана, трубы… На всём своём пути звуковая волна резонирует внутри нашего организма, что обеспечивает певческую яркость, резкость звука.
Полости, находящиеся ниже наших голосовых складок, называются нижними или грудными резонаторами. К ним относят нижнюю часть гортани и единую трахеобронхиальную полость, состоящую из трахеи и крупных бронхов.
Полости, находящиеся выше голосовых складок, называются верхними или головными резонаторами. Вместе с носовой полостью к ним относят четыре пары придаточных пазух носа: верхнечелюстные (гайморовы), лобные (фронтальные), основные и решётчатые. Иногда сюда относят и ротоглоточную полость, состоящую из глотки и ротовой полости.
Как выглядят наши голосовые складки во время пения
Гортань
Автор статьи о гортани — Ольга Гурова, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник, доцент кафедры анатомии человека РУДН. (Оригинал статьи)
Гортань — орган дыхательной системы, выполняющий функции проведения воздуха и голосообразования.
Гортань — это своеобразный музыкальный инструмент человеческого организма, позволяющий говорить, петь, выражать свои эмоции тихим голосом или громким криком. Как часть дыхательных путей, гортань представляет собой короткую трубку с плотными хрящевыми стенками. Достаточно сложное устройство стенок гортани позволяет ей порождать звуки разной высоты и громкости.
Строение гортани
Рисунок 1. Нажать для увеличения |
Гортань располагается в передней области шеи на уровне IV—VI шейных позвонков. С помощью связок гортань подвешена к подъязычной кости, вследствие чего опускается и поднимается вместе с ней при глотании. Снаружи положение гортани заметно по выступу, сильно развитому у мужчин и образованному щитовидным хрящом. В просторечии этот выступ называют «кадык», или «адамово яблоко». Позади гортани находится глотка, с которой гортань сообщается, сбоку проходят крупные сосуды и нервы. Пульсацию сонных артерий легко прощупать на шее по сторонам от гортани. Внизу гортань переходит в трахею. Впереди трахеи, доходя до гортани, располагается щитовидная железа.
Твёрдый остов гортани состоит из трёх непарных хрящей — щитовидного, перстневидного и надгортанника — и трёх парных, важнейшими из которых являются черпаловидные. Хрящи гортани соединяются между собой суставами и связками и могут менять свое положение благодаря сокращению прикрепляющихся к ним мышц.
Основание гортани образует перстневидный хрящ, напоминающий горизонтально лежащий перстень: его узкая «дужка» обращена вперёд, а широкая «печатка» — назад. Нижний край этого хряща соединяется с трахеей. Сверху к перстневидному хрящу присоединяются щитовидный и черпаловидные хрящи. Щитовидный хрящ — самый крупный, входит в состав передней и боковой стенок гортани. В нём различают две четырехугольные пластинки, соединяющиеся между собой под прямым углом у мужчин, образуя «кадык», и тупым углом (около 120°) у женщин.
Черпаловидные хрящи имеют форму пирамиды, их треугольное основание подвижно соединено с пластинкой перстневидного хряща. От основания каждого черпаловидного хряща вперед отходит голосовой отросток, в сторону — мышечный отросток. К последнему прикрепляются мышцы, двигающие черпаловидный хрящ вокруг его вертикальной оси. При этом изменяется положение голосового отростка, с которым соединена голосовая связка.
Сверху гортань покрыта надгортанником, его можно сравнить с «подъёмной дверью» над входом в гортань (см. рис. 1). Нижний заострённый конец надгортанника прикреплён к щитовидному хрящу. Широкая верхняя часть надгортанника при каждом глотательном движении опускается и закрывает вход в гортань, тем самым препятствуя попаданию пищи и воды из глотки в дыхательные пути.
Все хрящи гортани относятся к гиалиновым и могут подвергаться окостенению, кроме надгортанника и голосового отростка черпаловидного хряща, образованных эластической хрящевой тканью. В результате окостенения, наступающего иногда в возрасте до 40 лет, голос теряет гибкость и приобретает хриплый, скрипучий оттенок.
Рисунок 2. Нажать для увеличения |
Для образования звука важнейшее значение имеют голосовые связки, которые натянуты от голосовых отростков черпаловидных хрящей к внутренней поверхности угла щитовидного хряща (рис. 2). Между правой и левой голосовыми связками находится голосовая щель, через которую проходит воздух при дыхании. Под влиянием мышц хрящи гортани меняют своё положение. Мышцы гортани по функции делятся на три группы: расширяющие голосовую щель, суживающие голосовую щель, изменяющие напряжение голосовых связок.
Рисунок 3. Нажать для увеличения |
Полость гортани выстлана слизистой оболочкой, которая чрезвычайно чувствительна: малейшее прикосновение постороннего тела к ней рефлекторно вызывает кашель. Покрывает слизистую оболочку гортани, исключая лишь поверхность голосовых связок, реснитчатый эпителий с большим количеством желёзок.
Под слизистой оболочкой гортани лежит фиброзно-эластическая мембрана. Полость гортани по форме напоминает песочные часы: средний отдел сильно сужен и ограничен сверху складками преддверия («ложные голосовые»), а снизу — голосовыми складками (рис. 3). На боковых стенках гортани между складкой преддверия и голосовой складкой заметны довольно глубокие карманы — желудочки гортани. Это остатки объёмистых «голосовых мешков», которые хорошо развиты у человекообразных обезьян и, по-видимому, служат резонаторами. Под слизистой оболочкой голосовой складки располагаются голосовая связка и голосовая мышца, под слизистой оболочкой складки преддверия — неподвижный край фиброзно-эластической мембраны.
Функции гортани
Принято различать четыре основные функции гортани: дыхательную, защитную, фонаторную (голосообразующую) и речевую.
- Дыхательная. При вдохе воздух из полости носа попадает в глотку, из неё — в гортань, далее — в трахею, бронхи и лёгкие. При выдохе воздух из легких проходит весь путь по дыхательным путям в обратном направлении.
- Защитная. Движения ресничек, покрывающих слизистую оболочку гортани, непрерывно очищают её, удаляя мельчайшие частицы пыли, попадающие в дыхательные пути. Пыль, окруженная слизью, выделяется в виде мокроты. Рефлекторный кашель является важным защитным приспособлением гортани.
- Фонаторная. Возникновение звука связано с колебанием голосовых связок при выдохе. Звук может меняться в зависимости от натяжения связок и ширины голосовой щели. Человек сознательно регулирует этот процесс.
- Речевая. Следует подчеркнуть, что в гортани происходит только образование звука, членораздельная речь возникает при работе органов полости рта: языка, губ, зубов, мимических и жевательных мышц.
Первое — голос, второе — мелодия
Способность человека издавать разные по силе, высоте и тембру звуки связана с движением голосовых связок под действием струи выдыхаемого воздуха. Сила издаваемого звука зависит от ширины голосовой щели: чем она шире, тем громче звук. Ширину голосовой щели регулируют не менее пяти мышц гортани. Безусловно, играет роль и сила самого выдоха, обусловленная работой соответствующих мышц груди и живота. Высота звука определяется числом колебаний голосовых связок в 1 секунду. Чем колебания чаще, тем выше звук, и наоборот. Как известно, чаще колеблются сильно натянутые связки (вспомните гитарную струну). Обеспечивают необходимое натяжение голосовых связок мышцы гортани, в частности голосовая мышца. Её волокна вплетены в голосовую связку на всем её протяжении и могут сокращаться как целиком, так и отдельными частями. Сокращение голосовых мышц вызывает расслабление голосовых связок, в результате чего высота издаваемого ими звука снижается.
Обладая способностью вибрировать не только целиком, но и отдельными частями, голосовые связки продуцируют добавочные звуки к основному тону, так называемые обертоны. Именно комбинацией обертонов характеризуется тембр человеческого голоса, индивидуальные особенности которого зависят также от состояния глотки, полости рта и носа, движений губ, языка, нижней челюсти. Дыхательные пути, расположенные выше голосовой щели, выполняют функцию резонаторов. Поэтому при изменении их состояния (например, при отеке слизистой оболочки полости носа и околоносовых пазух при насморке) меняется и тембр голоса.
Несмотря на сходство в строении гортани человека и человекообразных обезьян, последние не в состоянии говорить. Лишь гиббоны способны воспроизводить звуки, отдаленно напоминающие музыкальные. Только человек может сознательно регулировать силу выдыхаемого воздуха, ширину голосовой щели и натяжение голосовых связок, что необходимо для пения и речи. Медицинская наука, изучающая голос, называется фониатрией.
Еще во времена Гиппократа было известно, что голос человека продуцируется гортанью, но лишь 20 веков спустя Везалий (XVI в.) высказал мнение, что звук производят голосовые связки. Даже в настоящее время имеются различные теории голосообразования, основывающиеся на отдельных аспектах регуляции колебаний голосовых связок. Как крайние формы можно привести две теории.
Согласно первой (аэродинамической) теории, голосообразование — результат вибрационных движений голосовых складок в вертикальном направлении под действием воздушной струи во время выдоха. Решающая роль при этом принадлежит мышцам, участвующим в фазе выдоха, и мышцам гортани, которые сближают голосовые связки и оказывают сопротивление давлению воздушной струи. Настройка работы мышц происходит рефлекторно при раздражении воздухом слизистой оболочки гортани.
По другой теории движения голосовых складок происходят не пассивно под действием воздушной струи, а представляют собой активные движения голосовых мышц, осуществляющиеся по команде из головного мозга, которая передается по соответствующим нервам. Высота звука, связанная с частотой колебаний голосовых связок, зависит, таким образом, от способности нервов проводить двигательные импульсы.
Отдельные теории не могут полностью объяснить столь сложный процесс, как голосообразование. У человека, обладающего речью, функция голосообразования связана с деятельностью коры полушарий мозга, а также более низких уровней регуляции и представляет собой очень сложный, сознательно координируемый двигательный акт.
Гортань в нюансах
Состояние гортани специалист может исследовать с помощью особого прибора — ларингоскопа, основной элемент которого — маленькое зеркальце. За идею этого прибора известный певец и вокальный педагог М. Гарсия в 1854 г. удостоился звания почётного доктора медицины.
Гортань имеет значительные возрастные и половые особенности. С рождения до 10 лет жизни гортань мальчиков и девочек фактически не имеет различий. Перед наступлением половой зрелости рост гортани у мальчиков резко усиливается, что связано с развитием половых желёз и выработкой мужских половых гормонов. В это время изменяется («ломается») и голос мальчиков. Мутация голоса у мальчиков длится около года и завершается в 14—15 лет. У девочек мутация совершается быстро и почти незаметно в возрасте 13—14 лет.
Гортань мужчины в среднем на 1/3 больше женской, голосовые связки значительно толще и длиннее (приблизительно на 10 мм). Поэтому и мужской голос, как правило, сильнее и ниже женского. Известно, что в XVII—XVIII вв. в Италии кастрировали мальчиков 7—8 лет, которые должны были петь в папском хоре. Их гортань в период полового созревания не претерпевала особых изменений и сохраняла детские размеры. Этим добивались высокого тона голоса, соединённого с мужской силой исполнения и нейтральным тембром (между детским и мужским).
В образовании голоса принимают участие многие органы и системы организма, а это требует их нормального функционирования. Поэтому голос, речь являются выражением не только нормальной деятельности отдельных органов и систем, включая и психику человека, но также их нарушений и патологических состояний. По изменению голоса можно судить о состоянии человека и даже развитии определённых заболеваний. Необходимо особо подчеркнуть, что любые изменения гормонального фона в организме (у женщины — применение гормональных препаратов, менструация, менопауза) могут приводить к изменениям голоса.
Звуковая энергия голоса очень мала. Если человек непрерывно будет говорить, то лишь за 100 лет произведет количество тепловой энергии, необходимое для того, чтобы сварить чашку кофе. Однако голос (как необходимая составная часть человеческой речи) является мощнейшим орудием, изменяющим окружающий мир!
«Постановка голоса»
Электронное учебное пособие
для самоподготовки студентов
НАШИ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ