Что такое гортань в музыке
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 13 июня 2020; проверки требуют 4 правки.
График звуковых колебаний третьего[1] (O3) и пятого (O5) обертонов. F — базовая частота.
Гортанное пение — техника пения с необычной артикуляцией в глотке или гортани, характерная для традиционной (особенно культовой) музыки народов Сибири, Монголии, Тибета и тюркских народов. Сущность горлового пения заключается в том, что певец поет одновременно два звука: основной и обертон к нему[2].
Исполнение[править | править код]
Обычно горловое пение состоит из основного тона (низкочастотного «жужжания») и верхнего голоса, который движется по тонам натурального звукоряда (обычно используются 4 — 13 обертоны).
Обертоны хорошо слышны, когда компоненты звука усиливаются путём изменения формы резонирующих полостей рта, горла и глотки. Это позволяет певцу издавать одновременно несколько тонов.
Направления[править | править код]
Горловое пение характерно для культуры ряда тюркских (тувинцы, тофалары, алтайцы, башкиры, хакасы, якуты, казахи, киргизы), монгольских (монголы, буряты, калмыки) и тунгусо-маньчжурских (эвенки) народов. У алтайцев и хакасов распространён стиль кай, хай, в первую очередь предназначенный для исполнения длинных эпических сказаний. Горловое пение башкир называется узляу. У якутов оно имеет название «хабарҕа ырыата». По звучанию и технике исполнения этот древний якутский стиль идентичен с тувинским стилем «каргыраа».
Тувинское горловое пение использует приём хоректээр. Часто горловое пение в целом в Монголии и Тыве обозначается словом хоомей, так как это наиболее распространённый и внутренне разнообразный стиль в регионе.
У тибетцев горловое пение используется для речитации буддийского канона, и в тибетской традиции существует ряд учебных институтов, готовящих исполнителей горлового пения специализированно. Среди них выделяются монастыри Гьюме (Гьюдмед) и Гьюто.
Имеется горловое пение в культурах южноафриканского народа коса, где оно называется umngqokolo[3][4] и канадских инуитов (katajjaq[en] или Iirngaaq[5]). В обоих народах традиционно исполняется женщинами.
В Европе горловое пение используется пастухами на о. Сардиния[источник не указан 589 дней], а также в Исландии.
Виды горлового пения[править | править код]
- каргыраа (кыркыра; у тувинцев — позволяет извлекать нижние звуки)
- хоомей (кюмей)
- сыгыт (сыхыт)
- борбаннадыр (бербендер)
- эзенгилээр
См. также[править | править код]
- Голос
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- Аксенов А. Н. Тувинская народная музыка. Москва, 1964.
- Мазепус В. В. Артикуляционная классификация и принципы нотации тембров музыкального фольклора // Фольклор. Комплексная текстология. Москва, 1998.
- Харвилахти Л. Алтайское горловое пение: пробы анализа фонозаписей с помощью ЭВМ // Фольклор. Комплексная текстология. Москва, 1998.
- Мазепус В. В. Горловое пение // Большая российская энциклопедия. Т.7. Москва, 2007, с.439.
- В. Сузукей. Тувинское горловое пение «хоомей» в контексте современности // Мир науки, культуры, образования № 2, 2007, Горно-Алтайск, с. 48-51
- Ондар, М. А. О синхронизации колебаний в звуках горлового пения / М. А. Ондар, А. С. Сарыглар // Сб. трудов Научной конференции Сессии Научного совета РАН по акустике и XXV сессии Российского акустического общества. Саратов, 17-20 сентября 2012 г. – С. 44-46.[2]
- Ондар, М. А. Особенности формирования звуков хоомея в стиле «сыгыт» / М. А. Ондар, А. С. Сарыглар // Материалы XXIV сессии Российского акустического общества, сессия Научного совета по акустике РАН. Саратов, 12-15 сентября 2011 г. – С. 73-75.[3]
- Ондар, М. А. О физической природе звуков тувинского горлового пения / М. А. Ондар, А. С. Сарыглар // Материалы Международной научно-практической конференции «Вопросы изучения истории и культуры народов Центральной Азии и сопредельных регионов». – Кызыл, 2006. -С. 371-381.[4]
Ссылки[править | править код]
- Riemann by Shedlock. Dictionary of Music (неопр.). — Augener & Co., London, 1876.
- Overtone.ru, сайт о горловом пении
- Музыка народов Сибири, оцифрованные пластинки (бесплатный доступ)
- Варган и горловое пение, беседа с Ольгой Шотландией
Источник
Я столько раз слышала от учеников: «Я хочу петь громче!», «У меня устает голос», «Я чувствую зажим на горле». Если у вас есть подобные проблемы, освойте такой прием вокала, как тванг! Эта техника позволяет петь громко долгое время и не уставать. Тванг усиливает резонанс голоса в разы! А вы даже не ощущаете напряжения в горле.
Всегда, когда вы слышите «металл», «звоночек» в голосе исполнителя, можно безошибочно говорить о тванге. У этого вокального приема характерный звонкий и резкий тембр. В конце статьи можно послушать примеры, как звучит тванг в вокале знаменитых современных певцов.
Термин «twang» пришел в Россию из западных методик пения США и Европы. Полнее всего он описан в двух вокальных техниках – CVT и Estill Voice Training, которые основаны на исследовании физиологии голоса человека. Свою популярность эти методики получили в 70-х.
Увы, научиться твангу невозможно, если не изучить свою певческую анатомию. Создается этот прием особым положением гортани. Ниже мы выясним, каким бывает тванг, какое положение гортани важно для этой техники, и почему тванг и пение в нос не имеют ничего общего.
Педагоги по вокалу часто пытаются объяснить «тванговый» звук на простых примерах. Просят ученика помяукать как кошка или покрякать как уточка. Изобразить, как пронзительно кричит чайка. Или как громко плачет новорожденный ребенок. Слышали такое хоть раз на уроке вокала от педагога?
Да, мяуканье помогает петь громче!
На слоге «Мяу» легче найти резонанс, ощутить вибрации в носу и лице, петь «в маску» – в общем, добавить тванг. Но, к сожалению, никто не объясняет, зачем ученику эти странные резкие звуки. Ведь не будете же вы потом мяукать или крякать во время песни?!
Большинство педагогов по вокалу даже не понимают, как работает голос при тванге и как изменяется физиология вокального тракта. В итоге, кому-то из учеников эти приемы помогают обрести яркий тембр. Но у кого-то, наоборот, вызывают зажимы.
Внимание, спойлер! Дальше будет много анатомии. Не интересно?! Тогда можете изображать утку или мяукать, и ждать, что результат появится сам, без понимания, как устроен ваш голос. А можете прочитать эту статью и разобраться, как правильно петь твангом. И звучать громко без усилий.
Техника тванга или как работает этот прием?
Итак, сразу к делу. Если вы готовы научиться твангу? Этот прием получается у каждого вокалиста с первого раза, если соблюдены ВСЕ четыре пункта ниже:
Для получения тванга нужно поднять гортань при пении.
Необходимо сделать гортань узкой.
В каком положении должна быть гортань при пении твангом?
Взгляните на картинку. Видите небольшую «трубку», расположенную в вашем горле? Это гортань, через нее мы дышим. В гортани также находятся голосовые связки. Для получения тванга нужно поднять гортань и сделать ее узкой вверху, как отмечено на картинке ниже.
Как поднять гортань при пении?
Поднять гортань очень просто. Каждый из нас совершает эти движения во время еды! В горле близко с гортанью вы можете увидеть еще один «проход» – пищевод. Чтобы не мешать еде двигаться по пищеводу, верх гортани при глотании становится узким. А когда мы глотаем пищу, гортань поднимается.
Как на видео ниже, где вы можете заметить, какой скачок вверх делает гортань, когда человек глотает сок. Пищевод обозначен желтой линией:
Надгортанник и тванг
В момент сглатывания гортань прикрывается хрящом – надгортанником. Надгортанник защищает вход в гортань, чтобы пища прошла в желудок и не попала в легкие. Когда надгортанник сжимается при глотании, гортань становится узкой. Эти мышцы мы используем для пения твангом. Посмотрите внимательнее на картинку ниже, какую часть гортани мы сужаем:
Что такое сфинктер СЧН?
В техниках вокала, описывающих прием тванга, вы можете встретить такие названия: «преддверие гортани», «сфинктер черпало-надгортанной складки», «надгортанная воронка». Все это о кольце мышц вверху гортани. Сфинктр СЧН находится вокруг надгортанника. Сфинтер сжимается и как будто слегка стягивает гортань сверху НАД голосовыми связками. Делаете ее узкой.
Как найти тванг в голосе?
Если в теории все понятно, то как почувствовать, где сжать гортань? Как мы выяснили, легче всего ощутить эти мышцы при глотании. Сделайте следующее:
Положите пальцы на кадык. У девушек он не так заметен, но все же есть. За кадыком, он же щитовидный хрящ, скрыты голосовые связки. Там рождается ваш голос.
Сглотните, удерживая пальцы на кадыке (щитовидном хряще). Вы почувствуете, что гортань поднялась. Когда поднимается кадык, значит поднимается и гортань – это самый простой способ контролировать гортань при пении.
Зафиксируйте положение гортани вверху, в состоянии сглатывания. Не опускайте гортань обратно, а наоборот слегка сожмите ее сверху, как при глотании. Так мы сделаем ее узкой, там где располагается надгортанник.
Посчитайте вслух до десяти высоким “детским” голосом в таком положении, не опуская гортань. Если вы услышите, что голос стал звучать выше и более звонко, то вы “нашли” тванг:)
Это лишь первые шаги к тому, чтобы почувствовать мышцы гортани. В следующей статье вас ждут распевки и упражнения, которые помогут научиться петь с твангом.
Два вида тванга: назальный и оральный
1. Назальный тванг или носовой тванг.
Тванг бывает двух видов: оральный и назальный. Он же называемый «вокальный нос». Резкий «противный» звук, который хочет услышать от вас педагог, когда просит помяукать на уроке вокала. При назальном тванге звук резонирует в носоглотке и носовых пазухах. Этот вид подходит для первых поисков «тванговости» в вокале. Распевки с назальным твангом очень удобные, подходят для разогрева голоса.
Упражнения на «вокальный нос» не вызывают зажимов. В основном на буквы «Н» и «М». При носовом звучании язык и гортань легко поднимаются в нужное положение. Однако, назальный тванг – это всегда прикрытый или закрытый звук, без объема в голосе. Звучит он звонко и громко, но плоско. Не каждому певцу подойдёт такой тембр. Также петь только «вокальным носом» опасно новичкам, можно заработать гнусавость. Но об этом ниже.
2. Оральный тванг или гортанный тванг.
При оральный тванге звук резонирует во рту. Вы делаете все то же, что и при назальном, но широко открываете рот. Звучит оральный тванг как громкое пение на открытом звуке. В голосе появляется сила и мощность. Таким приемом поют все профессиональные певцы, включая оперных.
Оральный или ротовой тванг часто называют гортанным. Так как это резонирование звука не только во рту, но и в глотке. Благодаря чему в вокале создается дополнительный объем. К оральному или гортанному твангу можно переходить, только когда вы освоили назальный.
А теперь вернемся к нашему первому вопросу. Зачем все-таки мяукать и крякать при пении в поисках тванга? Именно слог «МЯУ» переводит назальный тванг в оральный. При мяуканье нам легко сделать высокую узкую гортань. Но в то же время мы открываем рот и получаем объем в голосе. Ну, и само по себе мяуканье звучит очень естественно и мелодично, не вызывая зажимов у начинающего вокалиста.
Проясню еще один момент. Назальный тванг часто создает ощущение, что вы резонируете носом. И многие горе-певцы раз ощутив назальность, стремятся постоянно добавлять в вокал «нос». Это ошибка! И из-за незнания, как правильно петь назальным твангом, голос может стать гнусавым!
Тванг, вообще, не имеет ничего общего с носовым призвуком. Он не рождается в носу (как учат педагоги). Он формируется гораздо ниже носовых пазух. «Тванговость» создается мышцами гортани, до того, как вы решите, куда направить голос – в нос или рот. Посмотрите на картинку:
Выбор всегда остается за вами, каким в итоге будет ваш голос. Ярким, пронзительным, но плоским, если добавите назального тванга. Или мощным, глубоким и объемным, если используете рот и оральный тванг. Мышцы гортани работают одинаково в обоих случаях, и тванг остается твангом – с носовым призвуком или без.
Тванг – это не только назальность, а полноценный резонанс в голосе!
Запомните! «Вокальный нос», резонирование носом – это не причина тванга, а следствие. Тванг дает звонкость, а не гнусавость. Искать тванг нужно через высокую узкую гортань, а не через пение в нос.
Все начинающие вокалисты проходят через этап пения «носом», но со временем назальный тванг должен перейти в оральный с использованием рта, а назальность стать меньше. Откровенное «пение в нос» считается дефектом голоса, но убирается очень быстро при правильных упражнениях и распевках.
Для переключения с назального на оральный тванг необходимо менять положение мягкого неба. Если этого не делать, голос будет гнусавым и глухим, и вы станете, что называется, «петь в себя». Как использовать «вокальный» нос, и что нужно сделать, чтобы из голоса исчез гнусавый носовой призвук, мы поговорим в одной из следующих статей.
Как петь твангом на примере известных исполнителей
Тванг изобрели певцы, которые работают с живыми музыкантами, поют в группе или оркестре. Когда в музыкальном бенде много инструментов, они заглушают голос вокалиста. Именно тванг помогает прорезать, как лазерный луч, громкость всех инструментов, даже целого оркестра, и голос певца звучит громко и ярко.
Американские и европейские вокалисты поголовно используют тванг, и очень часто назальный. Но западные знаменитости не создают его специально. Они родились с ним. Ведь английский язык имеет огромную долю «тванговости». Он плоский и звонкий. Английские гласные говорятся на высокой узкой гортани и с высоким корнем языка. А окончания «ING» провоцируют назальность.
Это идеальные условия для вокальной техники тванга. Русским певцам приходится осваивать этот вокальный прием, чтобы петь по-английски. Звучать стильно и современно, с западной манерой пения. Поэтому будьте терпеливы к себе, и если не получилось с первого раза, пытайтесь еще. Слушайте больше англоговорящих исполнителей и повторяйте звуки за ними.
примеры из репертуара западных вокалистов
Многие из современных певцов поют с огромной долей назального тванга – например, Amy Winehouse, Duffy, Meghan Trainor. Некоторые совмещают назальный и оральный тванг – Rihanna, Justin Timberlake. Либо назальный тванг чередуется с придыханием, как это происходит у Alicia Keys. Shakira к назальному твангу добавляет гортанный. А Christina Aguilera поет в большинстве случаев оральным твангом с белтингом.
А вы знаете, откуда
появился термин “TWANG”?..
…Раньше «твангом» называли звук, который издает струна банджо или гитары, когда ее задевают — » Twang!». Струна дает звонкий металлический призвук. Именно такому тембру — звонкому и резкому — подражали американские кантри-исполнители. Банджо, кстати, тоже активно использовали в кантри. И до сих пор этот стиль музыки считается самым «тванговым». У любого кантри-исполнителя сразу заметен носовой плоский тембр. В джазе, поп и рок-музыке тванг не такой яркий. Вокалисты умело разбавляют его другими приемами пения.
Не стоит забывать, что тванг это прием пения. Вы можете петь и без него. Можете давать больше «тванговости» или меньше. Но вся современная музыка требует тванга, и побольше! Когда вы понимаете, как получить тванг, можете смело мяукать или изображать плач ребенка.
Эти упражнения действительно помогают, если подойти к ним без фанатизма и использовать только для тренировки при занятиях вокалом. Несколько распевок, как найти назальный тванг и перевести его в оральный, вы найдете в следующей статье.
А если вы ищите педагога, который владеет техникой твэнга и может научить вас — рекомендую онлайн курс «Техника пения» сертифицированного преподавателя вокала Яны Дельмас. Этот вокальный тренинг основан на методе Estill Voice, подробно разбирает механику голоса и физиологию. Подойдет начинающим и продвинутым вокалистам!
Курс “Техника пения”
Авторский тренинг Яны Дельмас по современным методам вокала. Физиология голоса для удобного пения.
Узнать о курсе
Источник
Горловое пение – это уникальный вид пения, который присущ некоторым народам Саяно-Алтайского региона – тувинцам, монголам, алтайцам и башкирам. Как научиться петь горловым пением, спросите вы? Горловое пение – это пение с помощью гортани, а уникальность этого пения заключается в том, что исполнитель извлекает одновременно две ноты или даже три, и получается, что один человек поёт одновременно двух- и даже трёхголосием. Также, гортанное пение сохранилось как ритуальное пение у шаманов, например, в Хакассии, Башкортостане, Бурятии, Тибете, Тыве, Северной Африке и племенах индейцев. Горловое пение как бы отражает и подражает звукам самой природы, заключая в себе единение всего сущего, как будто растворяет человека в природе.
Основными стилями горлового пения можно назвать пять видов:
- каргыраа
- хоомей
- сыгыт
- эзенгилээр
- борбаннадыр
Сохранились сказания и легенды о происхождении каждого вида горлового пения. Так, гласит легенда, стиль каргыраа произошёл от подражания голосу верблюдицы, которая скачет над телом умершего верблюжонка и издаёт звуки, схожие с каргыраа. Само слово каргыраа имеет звукоподражательную основы, это как будто хрипение, бурление.
Происхождения слова хоомей имеет несколько трактовок. Одни считают, что происхождение этого термина связано с манерой звукоизвлечения «хоолээр», что означает гудение или звуки, подражающие гудению, другие считают, что хоомей произошёл от тувинского названия гортани хоо, хоозу. А в Монголии есть слово «хоомий», которое означает горло, глотка, так что может быть термин хоомей заимствован именно у них.
Стиль сыгыт скорее всего произошёл от глагола сыгыр, который означает – свистеть, а термин сыгыт означает плачь, причитание, стон. Возможно этот вид пения связан с погребальными обрядами у разных народностей.
Эзенгилээр произошёл от слова эзенги, которое обозначает – стремена. При езде на лошади можно различить специфический ритмичный звук, когда металлические детали уздечки соприкасались со стременами. При этом, чтобы эти звуки были различимы, всаднику приходилось сидеть в седле определённым образом. Стиль эзенгилээр появился, как подражание именно этим ритмическим звукам.
Стиль борбаннадыр имеет корни глагола «борбаннат», что означает перекатывать что-то круглое. И в связи с этим как бы перекатыванием, данный стиль имеет свои ритмические формы.
Мы уже говорили, что техника горлового пения заключается в том, что это пение гортанью, и специфические звуки, которые рождаются при таком пении, измерялись умением как можно точнее передать звуки природы, и тем самым выразить любовь к ней.
Обучение горловому пению достаточно сложное, и преподавателей для данного вида пения тоже найти не так легко. Наиболее простая для исполнения и безопасная для новичков – это техника хоомей. Ею могут овладеть как мужчины, так и женщины. Она основана на звучании простого голоса, к которому подмешиваются обертоновые украшения с помощью верхних резонаторов. Сибирские шаманы не рекомендуют женщинам практиковать более сложные стили горлового пения, так как это может привести к изменению гормонального баланса.
Нужно отметить, что горловое пение, это очень специфич?