Что пропускает пищу в гортань
Цели урока:
Образовательные. Формирование у учащихся:
– новые анатомо-физиологические понятия о
строении и функциях органов дыхания.
– продолжать развивать у учащихся
общебиологические понятия о взаимосвязи
строения органов дыхания с выполняемыми
функциями.
– показать взаимосвязь дыхательной и
кровеносной систем.
Развивающие.
– развивать умение у учащихся планировать
учебную деятельность;
– работая с текстом учебника и дополнительной
литературой уметь проводить сравнения, анализ,
обобщения с выводами;
– для развития монологической речи учащихся
применять проблемные вопросы.
Воспитательные.
– развитие коммуникативных способностей;
– расширение кругозора школьников и
формирование интереса к предмету.
Оборудование и материалы:
– презентация;
– таблица “Органы дыхания”;
– дидактические карточки для актуализации
опорных знаний, закрепления и первичного
контроля.
Базовые понятия и термины: дыхание,
внешнее дыхание, внутреннее дыхание,
воздухоносные пути, легкие.
Ход урока
“Для полной согласованности душ
нужна согласованность дыхания, ибо, что – дыхание,
как не ритм души?”
М.И. Цветаева
I. Организационный момент
Приветствие обучающихся, подготовка к уроку
рабочих мест.
II. Актуализация опорных знаний и мотивация
учебной деятельности
С целью актуализации опорных знаний проводим
проверку изученного материала.
1. Индивидуальная работа.
2. Письменная работа по карточкам-заданиям.
Самопроверка по ключу (работа над ошибками).
3. Обсуждение устных ответов.
III. Изучение нового материала
Учитель биологии.
Ребята, послушайте внимательно стихотворение и
скажите: “Какую систему органов мы с вами начнем
изучать сегодня на уроке?”
Дыхание.
Лепет сонный еле слышен:
Дочка дышит.
Шорох шторы еле слышен:
Ветер дышит.
Шелест слева еле слышен:
Роща дышит.
Шепот сверху еле слышен…
Космос дышит.
Димир Стро.
Ответ учащихся: дыхательную систему.
Учитель: Совершенно правильно,
сегодня на уроке мы начнем изучать тему: “
Значение дыхательной системы и органы дыхания”
Поговорка “Это нам нужно, как воздух!” –
выражает особую потребность организма в воздухе.
Еще древнегреческий философ Анаксимен наблюдал
за дыханием животных и человека. Он считал воздух
условием и первопричиной жизни. Великий врач
Древней Греции Гиппократ называл воздух
“пастбищем жизни”.
Без воздуха человек гибнет через несколько
минут. Некоторые люди могут задержать дыхание на
3-4 минуты, иногда и чуть дольше.
Проблемный вопрос: Почему
человек может не употреблять пищу несколько
недель, не пить воду больше пяти дней, а без
воздуха не может прожить и 6-ти минут?
Длительное кислородное голодание неминуемо
приведет к летальному исходу.
В организме нет запаса кислорода для дыхания,
поэтому он должен равномерно поступать через
органы дыхания.
Органы дыхания – воздушные ворота в организм.
Они всю жизнь соприкасаются с внешней средой,
хотя и являются внутренними органами.
Дыхание – свойство и признак всех живых
организмов.
Итак, что же такое дыхание?
Учащиеся записывают формулировку под диктовку
учителя в тетрадь.
Дыхание – совокупность физиологических
процессов, обеспечивающих поступление в
организм кислорода и выделение наружу
углекислого газа (внешнее дыхание), а также
использование кислорода клетками для окисления
органических веществ с освобождением энергии,
используемой в процессе жизнедеятельности
(внутреннее дыхание).
Проблемный вопрос: Взаимосвязаны
ли кровеносная и дыхательная системы?
Работая с текстом, обучающиеся находят, что обе
системы осуществляют обмен газов между
организмом и средой.
Органы дыхания обеспечивают газообмен между
наружным воздухом и воздухом легких (легочное
дыхание).
Органы кровеносной системы доставляют
кислород воздуха к тканям и уносят газообразные
продукты распада (тканевое дыхание).
Прежде чем перейти конкретно к изучению
органов дыхания учитель дает задание.
Задание №1
Пользуясь, учебником анатомии и справочной
литературой заполните схему: “Эволюция органов
дыхания”
- Ланцетник-
- Рыбы –
- Земноводные-
- Рептилии –
- Птицы –
- Млекопитающие –
Учитель обращает внимание на развитие
дыхательной системы от простого к сложному, а
также на разные способы снабжения тканей
организма кислородом : кожное, трахейное,
жаберное и легочное дыхание.
Учитель: Какое строение имеет
дыхательная система человека?
Дыхательная система состоит из воздухоносных
путей и легких (Презентация).
Задание №2.
Изучить особенности строения и функций органов
дыхания – работа с учебником.
По мере изучения заполнить таблицу: “Органы
дыхательной системы и их функции” и выделить:
– знакомую информацию;
– новую информацию;
– “хочу спросить”
После обсуждения работы подводятся общие
выводы урока:
1. Дыхание – процесс обеспечения клеток
организма кислородом, в результате протекающих
биохимических реакций выделяется энергия,
необходимая для поддержания жизнедеятельности
организма. Выделяется углекислый газ в
атмосферу.
2. Различают разные способы снабжения тканей
организма кислородом: кожное, трахейное,
жаберное и легочное дыхание.
3. Дыхательная система состоит из воздухоносных
путей и легких.
4. Строение каждого органа дыхания тесно
связано с выполняемыми им функциями. (см. приложение).
IV. Закрепление изученного материала
Из перечня органов дыхательной системы (1-10)
выберите правильные полные ответы на вопросы
(I-XII) и зашифруйте их:
1. Слизистая оболочка | 6. Надгортанник |
2. Легочные пузырьки | 7. Гортань |
3. Легкие | 8. Хрящевые полукольца |
4. Бронхи | 9. Плевра |
5. Трахея | 10. Носовая полость |
I. Не пропускает пищу в гортань
II. Не дают трахее сужаться
III. Очищает вдыхаемый воздух от пыли и микробов
и согревает
IV. Поверхностный слой воздухоносных путей
V. Начальная часть воздухоносного пути
VI. Выстилает наружную поверхность легких
VII. Покрывает стенку грудной полости изнутри
VIII. Внутри содержит голосовые связки
IX. Самая длинная часть воздухоносного пути
X. Путь вдыхаемого воздуха после гортани до
легочных капилляров (последовательно)
XI. Место газообмена между легкими и кровью
XII. Место диффузии газов
Ответы: I-6, II-8,III-10,IV-1,V-10,VI-9,VII-9,VIII-7,IX-5,X-5,4,3,2XI-2,XII-2.
V. Домашнее задание. Параграф 23,
проработать таблицу в тетради.
Список используемой литературы.
- Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология Человек. 8-й
класс. – М. Вентана-Граф, 2005. - Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения
биологии. М. “Просвещение” 1989.
Источник
Цель: познакомиться с анатомическим
строением органов дыхания, убедиться в том,
что особенности строения связаны с выполняемыми
функциями.
Задачи:
Образовательные: установить особенности
строения органов дыхания в связи с их функциями;
усвоить значение дыхательного процесса;
выяснить механизм голосообразования; выявить
роль кислорода для организма.
главное в изучаемом материале (путем составления
таблицы); развивать навыки исследовательской
работы анализировать наглядные фрагменты
видеофильма; уметь работать с учебником.
мировоззрение; формировать культуру учебного
труда; привлечь внимание учащихся к вопросам
гигиены голоса.
Оборудование: наглядные таблицы по теме
“Строение дыхательной системы”, видеофрагменты
из фильма “Атлас человека”, презентация (Приложение 1), инструктивная карта
(Приложение 2), памятка (Приложение 3), словарь терминов (Приложение 4).
Основные термины и понятия:
- воздухоносные пути
- гортань
- трахея
- бронхи
- плевра
- альвеолы
- щитовидный хрящ
- голосовые связки
- надгортанник
Оформление доски: дата, тема урока,
оформление таблицы “Строение и функции органов
дыхания”, словарь терминов.
Активизация познавательной
деятельности учащихся
I. Организационный момент (2 мин.)
Вступительное слово учителя. Добрый день,
ребята! Я рада видеть вас в здравии и с улыбками
на лице.
II. Мотивация и подготовка к изучению нового
материала (5 мин.)
Сегодня мы приступаем к изучению следующего
раздела курса биологии “Дыхание”.
Начнем мы с выяснения значения дыхательного
процесса и познакомимся с особенностями
строения органов дыхания человека.
Запишите тему урока в тетрадь (слайд 1)
Тема “Строение органов дыхания”
Проговариваются цели и задачи урока (слайд 2).
Обратите внимание на доску, на ней написана
основная цель нашего урока.
Эпиграфом к нашему уроку хотелось бы взять
слова древнеримского поэта Овидия (слайд 3).
Совместное целеполагание
Человек без пищи может прожить несколько
недель, без воды – несколько дней (3 суток), без
кислорода – не более 3х мин. Почему? (слайд 4).
Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к
изучению строения органов дыхания.
У вас на столах лежат инструктивные карты,
посмотрите на карточку №1. Какиеорганы
дыхания человека вы знаете? Подчеркните из них
те, которые, по вашему мнению, можно отнести к
органам дыхания.
Карточка 1
носовая полость
носоглотка
гортань
трахея
бронхи
легкиежелудок
сердце
язык
головной мозг
ребра
диафрагма
III. Усвоение новых знаний (23 мин.)
1. Понятие дыхания.
Так что же такое дыхание? (слайд 5). Краткое
определение записываем в тетрадь.
2. Строение органов дыхания.
Человек дышит при помощи легких – основного
органа газообмена в нашем организме. Но воздух до
них проходит определенный путь, который нам и
предстоит изучить.
Обратимся к таблице “Строение органов
дыхания” и посмотрим расположение этих путей.
При помощи карточки №1 определим, какие из них
относят к верхним, а какие – к нижним.
Достройте схему на карточке 2.
Карточка 2
Проверим выполнение карточки 2 (слайд 6).
В процессе изучения строения и функций органов
дыхания оформим получаемые знания в виде
таблицы.
Органы дыхания и их функции
Название органов | Выполняемые функции |
1. Носовая полость | 1. согревание воздуха 2. очищение воздуха 3. увлажнение воздуха 4. обезвреживание бактерий 5. орган обоняния |
2. Носоглотка | проведение воздуха |
3. Гортань | участвует в образовании звуков |
4. Трахея, 12 см | прохождение воздуха в бронхи и дальнейшее его очищение |
5. Бронхи | прохождение и очищение воздуха |
6. Легкие | газообмен |
Объяснение учителя с использованием таблицы.
Путеводителем по дыхательной системе будет
являться терминологический словарь, а гидом –
пузырек воздуха г.Новокузнецка. Каковы
особенности воздуха нашего города?
(запыленность)
Воздух попадает в организм через носовые ходы,
окруженные ноздрями (слайд 7).
Что мы с вами увидим в носовой полости? (слайд
8)
Стенки носовой полости образуют неровный
рельеф. Каждая половина ее имеет нижний, средний
и верхний носовые ходы. За счет этого
увеличивается площадь контакта воздуха с
наружным слоем клеток слизистой оболочки.
- Эпителий, выстилающий носовую полость, называют
реснитчатым. Почему? (Его клетки имеют реснички) - Каковы его функции? (Задерживают пылинки и
другие частицы) - Какова реакция организма на пыль? (чихание и
кашель)
Что же происходит с воздухом в носовой полости? (слайд
9).
Задание: предложите запись функций носовой
полости в сокращенном варианте и внесите их в
таблицу.
Почему дышать рекомендуется носом? (слайд 10).
Давайте послушаем сообщение на тему “Инфекционные
и хронические заболевания верхних дыхательных
путей”.
Проведем небольшое исследование и проверим
проходимость воздуха через носовые ходы (слайд
11).
Из носовой полости воздух попадает в
носоглотку, далее в ротовую часть глотки и затем
в гортань.
Происходит ли здесь дальнейшее очищение и
увлажнение воздуха? (Да)
Что произойдет с пузырьком потом? Он попадет в
гортань.
Она имеет сложное строение и образована
хрящами, связками и мышцами (слайд 12).
Самые крупные хрящи – щитовидный (почему он так
называется?) – образует угол – кадык; ниже –
перстневидный; над входом в гортань –
надгортанник.
Давайте попробуем выяснить роль надгортанника
при глотаниии проведем следующий
эксперимент (слайд 13).
Задание. Объясните смысл поговорки “Когда
я ем, я глух и нем” (слайд 14).
Надгортанник прикрывает вход в гортань и
препятствует попаданию пищи в дыхательные пути.
Это происходит во время глотания. При действии
особых мышц надгортанник наклоняется и
закрывает вход в гортань. Пища проскальзывает в
пищевод.
А если вы подавились нечаянно, как помочь такой
беде? (слайд 15).
Внимательно посмотрите рисунок на странице 139.
Что интересного вы видите в гортани? (голосовые
связки). А как же образуется звук?
Давайте посмотрим видеофрагмент об этом
(слайд 16).
Давайте проведем еще одно исследование (слайды
17 и 18).
- Какие еще органы участвуют в формировании речи?
(Язык, зубы, губы, щеки, мышцы гортани) - От чего возникают нарушения голоса? (простудные
заболевания – ларингит, фарингит и другие;
большая нагрузка на голосовой аппарат у певцов,
актеров, дикторов, учителей – людей “говорящих”
профессий, курение, алкоголь) (слайд 19).
Предложите правила гигиены голоса.
- Не петь подолгу и громко.
- Не кричать. Воспитывать в себе культуру
разговора. - Не курить.
- Закаляться, беречься от простуд.
Предложите запись функций гортани. Занесите
их в таблицу.
А сейчас немного отдохнем! (слайд 20).
Как вы думаете, куда воздух попадает из гортани?
В трахею.
Трахея у взрослого человека имеет форму трубки
длиной 10-13 см и служит для прохождения воздуха в
легкие и обратно.
Задание: прочитайте текст на с.139,
рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы.
Чем образована трахея? (16–20 хрящевыми
полукольцами)
Эпителий, выстилающий трахею, называют
мерцательным, так как его реснички совершают 10-15
качаний в секунду в противоположную сторону и
перемещают попадающие с воздухом частицы пыли
вместе со слизью вверх в глотку, где они
проглатываются или удаляются наружу (слайд 21).
Ученые подсчитали, что в легких человека
скопилось бы полведра пыли к концу жизни, если бы
не деятельность этих ресничек.
Что расположено позади трахеи? (пищевод).
Почему пищу необходимо тщательно пережевывать?
(слайд 22). Трахея и прилегающий пищевод
разделены тонкой мышечной стенкой.
Большой кусок пищи растягивает ее и
перекрывает дыхательные пути, что приводит к
нехватке кислорода.
Предложите запись функций трахеи и запишите в
таблицу.
Что происходит с трахеей дальше?
Нижний конец трахеи делится на две более тонкие
трубки – бронхи (правый и левый). Бронхи
постепенно разветвляются на все более мелкие,
доходя до тончайших веточек – бронхиол, образуя
бронхиальное дерево – густую сеть разветвленных
бронхов (слайд21).
Предложите запись в таблицу о функциях бронхов.
И где же пузырек закончит свое путешествие? В
легких.
Они расположены в грудной клетке. Поверхность
легких покрыта особой оболочкой – легочной
плеврой, грудная клетка выстлана пристеночной
плеврой, между ними находится плевральная
полость (герметична), заполненная плевральной
жидкостью.
Бронхиолы заканчиваются мешочками, стенки
которых образованы легочными пузырьками –
альвеолами. Изнутри альвеолы покрыты особым
веществом (сурфактантом), которое предупреждает
спадание альвеол во время выдоха.
Какое воздействие оказывает курение на
легкие? (слайд 23)
Запишите основную функцию легких в таблицу.
Найдите карточку №3 в инструктивной карте и
давайте повторим органы дыхания, обозначенные
цифрами.
А теперь вернемся к проблеме нашего урока (слайд
24). Почему же человек не может прожить без
кислорода? Достаточно ли знаний только о
строении и функциях органов дыхания для того,
чтобы решить эту задачу? Нет. Необходимо еще
выяснить роль кислорода в нашем организме. Для
этого обратимся к его химическим свойствам (слайд
25).
Кислород является хорошим окислителем.
Окисляет простые и сложные неорганические
вещества, например:
2СО + О2 = 2СО2
Но не только неорганические, но и органические
(БЖУ), например:
С6Н12О6 + 6О2 = 6СО2 + 6Н2О
+ Q (где Q-энергия)
Образуется энергия.
В клетках эта энергия используется для
жизнедеятельности клеток. Если доступ кислорода
прекратится, что произойдет с клеткой?
Клетки погибнут, что приведет к гибели тканей,
а, следовательно, и органов. Вот почему кислород
должен непрерывно поступать.
Так каково же биологическое значение дыхания? (слайд
26).
Давайте еще раз повторим строение органов
дыхания и посмотрим видеофрагмент о нашем
путешестви (слайд 27)
Мы закончили изучение анатомического строения
органов дыхания человека. Посмотрите еще раз на
цель урока, написанную на доске. Что нового вы
сегодня узнали? (строение органов дыхания, их
названия, классификацию, выполняемые функции,
гигиену дыхания и голосообразования, значение
дыхания, а также выявили зависимость строения от
функций).
А как вы думаете, зачем вам необходимы эти
знания? Где вы их сможете применить? (при оказании
ПМП, соблюдение правил личной гигиены).
Сейчас я предлагаю проверить усвоение
полученных знаний. Ответьте на вопросы теста на
соответствие в инструктивной карте. Давайте
вместе проверим правильность ответов
(взаимоконтроль).
IV. Первичная проверка понимания (8 мин.)
Карточки
Назовите органы, обозначенные цифрами.
ПЕРВИЧНЫЙ КОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ по теме
“Строение органов дыхания” (взаимоконтроль)
- Не пропускает пищу в гортань.
- Не дают трахее сужаться.
- Очищает вдыхаемый воздух от пыли и микробов,
согревает его. - Поверхностный слой воздухоносных путей.
- Выстилает наружную поверхность легких.
- Основной орган дыхания человека.
- Внутри содержит голосовые связки.
- Самая длинная часть воздухоносного пути.
- Путь вдыхаемого воздуха от гортани до бронхов.
Шифр для ответов.
А) слизистая оболочка
Б) легкие
В) бронхи
Г) трахея
Д) носовая полость
Е) надгортанник
Ж) гортань
З) хрящевидные полукольца
И) плевра
Проверьте свои ответы.
1 – Е
2 – З
3 – Д
4 – А
5 – И
6 – Б
7 – Ж
8 – В
9 – Г
V. Подведение итогов урока (2 мин.)
VI. Домашнее задание (3 мин.) (слайд 28)
VII. Рефлексия (2 мин.)
Кроссворд по теме “Дыхательная система”
По горизонтали:
1. Детская инфекционная болезнь;
3. Орган, в котором располагаются голосовые
связки;
4. Лимфатические образования глотки;
8. Инфекционная болезнь лёгких;
9. Дыхательные пути, ведущие в лёгкие;
11. Рентгеновское обследование лёгких;
12. Часть верхних дыхательных путей, соединяющих
носовую полость с глоткой;
13. Болезнь лёгких, чаще встречающаяся у
курильщиков.
По вертикали:
2. Заболевание глоточных миндалин;
3. Воспаление гайморовых пазух;
5. Орган, соединяющий гортань с главными бронхами;
6. Лёгочный пузырёк;
7. Лёгочная или пристеночная оболочка;
10. Верхние дыхательные пути, пересекающиеся с
органами пищеварения.
Ответы
По горизонтали: 1 – дифтерия; 3 – гортань; 4 –
миндалины; 8 – туберкулез; 9 – бронхи; 11 –
флюорография; 12 – носоглотка; 13 – рак
По вертикали: 2 – тонзиллит; 3 – гайморит; 5 –
трахея; 6 – альвеола; 7 – плевра; 10 – глотка .
Источник