Афо гортани у детей

Афо гортани у детей thumbnail

Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы у детей

Начало формирования трахеопульмональной системы на чинается на 3—4й неделе эмбрионального развития. Уже к 5— 6-й неделе развития эмбриона появляются разветвления второ го порядка и предопределено образование трех долей правого легкого и двух долей левого легкого. В этот период образуется ствол легочной артерии, врастающей в легкие по ходу первич ных бронхов.

У эмбриона на 6—8-й неделе развития формируются основ ные артериальные и венозные коллекторы легких. В течение 3 ме сяцев происходит рост бронхиального дерева, появляются сег ментарные и субсегментарные бронхи.

В течение 11—12-й недели развития уже имеются участки ле гочной ткани. Они вместе с сегментарными бронхами, артерия ми и венами образуют эмбриональные сегменты легких.

В промежутках между 4-м и 6-м месяцами наблюдается быст рый рост сосудистой системы легких.

У плодов в 7 месяцев ткань легких приобретает черты по ристого строения каналов, будущие воздушные пространства заполнены жидкостью, которая выделяется клетками, высти лающими бронхи.

В 8—9 месяцев внутриутробного периода происходит даль нейшее развитие функциональных единиц легких.

Рождение ребенка требует немедленного функционирова ния легких, в этот период с началом дыхания происходят зна чительные изменения воздухоносных путей, особенно дыхатель ного отдела легких. Формирование дыхательной поверхности в отдельных отделах легких происходит неравномерно. Для рас правления дыхательного аппарата легких огромное значение имеют состояние и готовность сурфактантной пленки, высти лающей легочную поверхность. Нарушение поверхностного натя жения сурфактантной системы приводит к серьезным заболе ваниям ребенка раннего возраста.

В первые месяцы жизни у ребенка сохраняется соотноше ние длины и ширины воздухоносных путей, как у плода, ког да трахея и бронхи короче и шире, чем у взрослых, а мелкие бронхи — более узкие.

Плевра, покрывающая легкие, у новорожденного ребенка более толстая, рыхлая, содержит ворсины, выросты, особенно в междолевых бороздках. В этих участках возникают патологи ческие очаги. Легкие к рождению ребенка подготовлены к вы полнению функции дыхания, но отдельные компоненты нахо дятся в стадии развития, быстро идет формирование и дозревание альвеол, происходят перестройка малого просвета мышечных артерий и ликвидация барьерной функции.

После трехмесячного возраста различают II периода.

  1.  период интенсивного роста легочных долей (от 3 меся цев до 3 лет).
  2.  окончательная дифференцировка всей бронхолегочной системы (от 3 до 7 лет).

Интенсивный рост трахеи и бронхов происходит на 1—2м году жизни, который в последующие годы замедляется, а мел кие бронхи растут интенсивно, углы ветвления бронхов также увеличиваются. Диаметр альвеол нарастает, и дыхательная по верхность легких с возрастом увеличивается в 2 раза. У детей до 8 месяцев диаметр альвеол равен 0,06 мм, в 2 года — 0,12 мм, в 6 лет — 0,2 мм, в 12 лет — 0,25 мм.

В первые годы жизни происходят рост и дифференцировка элементов легочной ткани, сосудов. Выравнивается соотноше ние объемов долей у отдельных сегментов. Уже в 6—7 лет лег кие являются сформированным органом и неотличимы по срав нению от легких взрослых людей.

Особенности дыхательных путей ребенка

Дыхательные пути делятся на верхние, к которым относятся нос, придаточные пазухи носа, глотка, евстахиевы трубы, и ниж ние, к которым относятся гортань, трахея, бронхи.

Основная функция дыхания заключается в проведении воз духа в легкие, очищении его от пылевых частиц, защите легких от вредных воздействий бактерий, вирусов, инородных частиц. Кроме того, дыхательные пути согревают и увлажняют вдыхае мый воздух.

Легкие представлены мелкими мешочками, которые содер жат воздух. Они соединяются между собой. Основная функция легких заключается в поглощении из атмосферного воздуха кислорода и выделении в атмосферу газов, прежде всего угле кислого.

Механизм дыхания. При вдохе происходит сокращение диа фрагмы и мышц грудной клетки. Выдох в старшем возрасте происходит пассивно под влиянием эластичной тяги легких. При обструкции бронхов, эмфиземе, а также у новорожденных имеет место активный вдох.

В норме дыхание устанавливается с такой частотой, при ко торой объем дыхания выполняется за счет минимальных энер гетических затрат дыхательной мускулатуры. У новорожденных детей частота дыхания — 30—40, у взрослых — 16—20 в минуту.

Основным носителем кислорода является гемоглобин. В ле гочных капиллярах кислород связывается с гемоглобином, обра зуя оксигемоглобин. У новорожденных детей преобладает феталь ный гемоглобин. В первый день жизни его содержится в организме около 70%, к концу 2й недели — 50%. Фетальный гемоглобин обладает свойством легко связывать кислород и трудно отдавать его тканям. Это помогает ребенку при наличии кислородного го лодания.

Транспорт углекислого газа происходит в растворенном ви де, насыщение крови кислородом влияет на содержание угле кислого газа.

Функция дыхания тесно связана с легочным кровообраще нием. Это сложный процесс.

Во время дыхания отмечается его авторегуляция. При рас тяжении легкого во время вдоха тормозится центр вдоха, во вре мя выдоха стимулируется выдох. Глубокое дыхание или прину дительное раздувание легких ведут к рефлекторному расширению бронхов и повышают тонус дыхательной мускулатуры. При спа дении и сдавлении легких происходит сужение бронхов.

В продолговатом мозге располагается дыхательный центр, откуда поступают команды к дыхательной мускулатуре. Брон хи при вдохе удлиняются, на выдохе — укорачиваются и су жаются.

Взаимосвязь функций дыхания и кровообращения прояв ляется с момента расправления легких при первом вдохе ново рожденного, когда расправляются и альвеолы, и сосуды.

При заболеваниях органов дыхания у детей могут возник нуть нарушение дыхательной функции и дыхательная недоста точность.

Особенности строения носа ребенка

У детей раннего возраста носовые ходы короткие, нос упло щенный изза недостаточно развитого лицевого скелета. Носо вые ходы более узкие, раковины — утолщенные. Носовые ходы окончательно формируются только к 4 годам. Полость носа — относительно малых размеров. Слизистая оболочка очень рых лая, хорошо снабжена кровеносными сосудами. Воспалитель ный процесс приводит к развитию отека и сокращению изза этого просвета носовых ходов. Нередко происходит застой сли зи в носовых ходах. Она может подсыхать, образуя корочки.

Читайте также:  Что в гортани не происходит газообмен

При закрытии носовых ходов может возникнуть одышка, ре бенок в этот период не может сосать грудь, беспокоится, бросает грудь, остается голодным. Дети в связи с затруднением носово го дыхания начинают дышать ртом, у них нарушается согрева ние поступающего воздуха и увеличивается склонность к про студным заболеваниям.

При нарушении носового дыхания отмечается отсутствие раз личения запахов. Это приводит к нарушению аппетита, а также к нарушению представления о внешней среде. Дыхание через нос является физиологическим, дыхание через рот — призна ком заболевания носа.

Придаточные полости носа. Придаточные полости носа или, как их называют, пазухи, являются ограниченными простран ствами, заполненными воздухом. Верхнечелюстные (гайморо вы) пазухи формируются к 7летнему возрасту. Решетчатая — к 12 годам, лобная полностью формируется к 19 годам.

Особенности слезноносового канала. Слезноносовой канал более короткий, чем у взрослых, его клапаны недостаточно раз виты, выходное отверстие находится близко к углу век. В свя зи с этими особенностями инфекция быстро попадает из носа в конъюнктивальный мешок.

Особенности глотки ребенка

Глотка у детей раннего возраста относительно широкая, неб ные миндалины развиты слабо, что объясняет редкие заболе вания ангиной на первом году жизни. Полностью миндалины развиваются к 4—5 годам. К концу первого года жизни миндаль ная ткань гиперплазируется. Но ее барьерная функция в этом возрасте очень низкая. Разросшаяся миндальная ткань может быть подвержена инфекции, поэтому возникают такие заболе вания, как тонзиллит, аденоидит.

В носоглотку открываются евстахиевы трубы, которые со единяют ее со средним ухом. Если инфекция попадает из носо глотки в среднее ухо, возникает воспаление среднего уха.

Особенности гортани ребенка

Гортань у детей — воронкообразной формы, является про должением глотки. У детей она располагается выше, чем у взрос лых, имеет сужение в области перстневидного хряща, где распо лагается подсвязочное пространство. Голосовая щель образована голосовыми связками. Они короткие и тонкие, этим обуслов лен высокий звонкий голос ребенка. Диаметр гортани у ново рожденного в области подсвязочного пространства составляет 4 мм, в 5—7 лет — 6—7 мм, к 14 годам — 1 см. Особенностями гортани у детей являются: ее узкий просвет, множество нерв ных рецепторов, легко возникающий отек подслизистого слоя, что может привести к тяжелым нарушениям дыхания.

Щитовидные хрящи образуют у мальчиков старше 3 лет бо лее острый угол, с 10 лет формируется типичная мужская гор тань.

Особенности трахеи ребенка

Трахея является продолжением гортани. Она широкая и ко роткая, каркас трахеи состоит из 14—16 хрящевых колец, которые соединены фиброзной перепонкой вместо эластичной замыкаю щей пластины у взрослых. Наличие в перепонке большого коли чества мышечных волокон способствует изменению ее просвета.

Анатомически трахея новорожденного находится на уров не IV шейного позвонка, а у взрослого — на уровне VI—VII шей ного позвонка. У детей она постепенно опускается, как и ее би фуркация, которая располагается у новорожденного на уровне III грудного позвонка, у детей 12 лет — на уровне V—VI грудно го позвонка.

В процессе физиологического дыхания просвет трахеи ме няется. Во время кашля он уменьшается на 1/3 своего попереч ного и продольного размеров. Слизистая оболочка трахеи богата железами, выделяющими секрет, который покрывает поверхность трахеи слоем толщиной 5 мкм.

Реснитчатый эпителий способствует перемещению слизи со скоростью 10—15 мм/мин по направлению изнутри кнаружи.

Особенности трахеи у детей способствуют развитию ее вос паления — трахеиту, который сопровождается грубым, низким по тембру кашлем, напоминающим кашель «как в бочку».

Особенности бронхиального дерева ребенка

Бронхи у детей к рождению сформированы. Слизистая обо лочка их богато снабжена кровеносными сосудами, покрыта слоем слизи, которая движется со скоростью 0,25—1 см/мин. Особенностью бронхов у детей является то, что эластичные и мышечные волокна развиты слабо.

Бронхиальное дерево разветвляется до бронхов 21го поряд ка. С возрастом количество ветвей и их распределение остают ся постоянными. Размеры бронхов интенсивно меняются на пер вом году жизни и в периоде полового созревания. Их основу составляют хрящевые полукольца в раннем детском возрасте. Бронхиальные хрящи очень эластичные, податливые, мягкие и легко смещаются. Правый бронх шире левого и является про должением трахеи, поэтому в нем чаще обнаруживаются ино родные тела.

После рождения ребенка в бронхах формируется цилиндри ческий эпителий с мерцательным аппаратом. При гиперемии бронхов и их отеке резко снижается их просвет (вплоть до пол ного его закрытия).

Недоразвитие дыхательной мускулатуры способствует сла бому кашлевому толчку у маленького ребенка, что может при вести к закупорке слизью мелких бронхов, а это, в свою оче редь, приводит к инфицированию легочной ткани, нарушению очистительной дренажной функции бронхов.

С возрастом по мере роста бронхов, появлением широких просветов бронхов, продуцированием бронхиальными железами менее вязкого секрета реже встречаются острые заболевания бронхолегочной системы по сравнению с детьми более раннего возраста.

Особенности легких у детей

Легкие у детей, как и у взрослых, делятся на доли, доли на сег менты. Легкие имеют дольчатое строение, сегменты в легких от делены друг от друга узкими бороздами и перегородками из сое динительной ткани. Основной структурной единицей являются альвеолы. Число их у новорожденного в 3 раза меньше, чем у взрос лого человека. Альвеолы начинают развиваться с 4—6недель ного возраста, их формирование происходит до 8 лет. После 8 лет легкие у детей увеличиваются за счет линейного размера, па раллельно нарастает дыхательная поверхность легких.

В развитии легких можно выделить следующие периоды:

1)      от рождения до 2 лет, когда происходит интенсивный рост альвеол;

2)      от 2 до 5 лет, когда интенсивно развивается эластическая ткань, формируются бронхи с перебронхиальными включе ниями легочной ткани;

3)      от 5 до 7 лет окончательно формируются функциональные способности легких;

4)      от 7 до 12 лет, когда происходит дальнейшее увеличение массы легких за счет созревания легочной ткани.

Читайте также:  Фотографии при рака гортани

Анатомически правое легкое состоит из трех долей (верхней, средней и нижней). К 2 годам размеры отдельных долей соот ветствуют друг другу, как у взрослого человека.

Кроме долевого, в легких различают сегментарное деление, в правом легком различают 10 сегментов, в левом — 9.

Основной функцией легких является дыхательная. Считается, что через легкие ежедневно проходит 10 000 л воздуха. Кисло род, поглощенный из вдыхаемого воздуха, обеспечивает функ ционирование многих органов и систем; легкие принимают учас тие во всех видах обмена веществ.

Дыхательная функция легких осуществляется с помощью биологически активного вещества — сурфактанта, также оказы вающего бактерицидное действие, препятствующего попаданию жидкости в легочные альвеолы.

С помощью легких из организма удаляются отработанные газы.

Особенностью легких у детей является незрелость альвеол, они имеют небольшой объем. Это компенсируется учащением дыхания: чем младше ребенок, тем более поверхностное у него дыхание. Частота дыхания у новорожденного равна 60, у под ростка — уже 16—18 дыхательных движений в 1 минуту. Завер шается развитие легких к 20 годам.

Самые различные заболевания могут нарушать у детей жиз ненно важную функцию дыхания. Изза особенностей аэрации, дренажной функции и эвакуации секрета из легких воспали тельный процесс часто локализуется в нижней доле. Это про исходит в лежачем состоянии у детей грудного возраста изза недостаточной дренажной функции. Парависцебральные пнев монии чаще возникают во втором сегменте верхней доли, а также в базальнозаднем сегменте нижней доли. Может часто поражать ся средняя доля правого легкого.

Наибольшее диагностическое значение имеют следующие исследования: рентгенологическое, бронхологическое, опреде ление газового состава крови, рН крови, исследование функ ции внешнего дыхания, исследование бронхиального секрета, компьютерная томография.

По частоте дыхания, соотношению его с пульсом судят о нали чии или отсутствии дыхательной недостаточности (см. табл. 14).

Источник

В процессе эмбрионального развития
органы дыхания формируются одновременно
с пищеварительной трубкой на третьей
неделе жизни зародыша.

Система органов дыхания

  • Верхние дыхательные пути(нос,
    глотка)

  • Средние ДП– гортань, трахея, бронхи

  • Нижние ДП– бронхиолы, альвеолы,
    плевральная полость и плевра

  • Костно-мышечный аппарат, обеспечивающий
    дыхательные движения

Функции носа

  • Дыхательная

  • Очищение, нагревание и увлажнение
    воздуха

  • Защитная

  • Рече-резонаторная

  • обонятельная

АФО носа

  • У н/р нос относительно мал, узкие носовые
    ходы, хрящи мягкие, слизистая богата
    широкими сосудами, что обеспечивает
    лучшее согревание воздуха àнезначительный отек приводит к нарушению
    носового дыхания, а дыхание через рот
    почти невозможно.

  • Кавернозная подслизистая ткань
    развивается к 8-9 годам. àУ детей 1-2 года редки носовые кровотечения.

  • Узость хоан àзадние
    риниты.

  • Недоразвиты придаточные пазухи. àРедки синуиты в раннем возрасте.

  • Слезно-носовой канал широк, короток,
    клапаны недоразвиты àпопадание инфекции, сочетанное поражение
    глаз и носа.

Глотка 3 части:

    • Носоглотка

    • Ротоглотка

    • Гортанная часть

Функции:

  • Дыхательная.

  • Резонаторная.

  • Глотательная.

  • Лимфоидное кольцо принимает участие
    в иммунной и кроветворной системах.

АФО глотки

  • Относительно мала и узка – риск
    обструкции глотки при воспалительных
    процессах мягких тканей

  • Евстахиевы трубы у детей раннего
    возраста широкие, короткие, прямые,
    расположены горизонтально, не закрыты
    – проникновение инфекции из носоглотки
    àчасты отиты, евстахеиты.
    С возрастом становятся длинными,
    извитыми, располагаются под углом –
    частота отитов резко снижается.

  • Кольцо Вальдейера-Пирогова (2 небные
    миндалины, 2 трубные, 1 горловая, 1 язычная)
    развиваются к 3-4 годам, крипты в
    миндалинах развиты слабо – ангины у
    маленьких детей редки, но часты аденоиды
    и аденоидиты (сопровождаются
    хр.интоксикацией, головными болями,
    нарушениями памяти и сна, рефлекторно
    снижают кол-во гемоглобина, способствуют
    частой заболеваемости ОРЗ). Профилактика
    развития аденоидов – закаливание.
    Нужна ранняя диагностика и лечение
    этой патологии – врач должен видеть
    аденоидный тип лица, спрашивать о
    нарушениях носового дыхания во сне.

  • В рыхлой соединительной ткани заглоточного
    пространства много лимфоидной ткани
    – источник заглоточных абсцессов.

  • Небные миндалины становятся видны
    из-за дужек с 1 года. Пик развития
    лимфоидной ткани – в школьном возрасте
    – ангины.

АФО гортани

  • У н/р гортань расположена выше,
    воронкообразной формы, относительно
    длиннее, чем у взрослых – риск обструкции
    в узком участке – до 5 лет часты стенозы
    гортани.

  • С возрастом принимает цилиндрическую
    форму, становится шире, опускается ниже
    на 1-1,5 позвонка.

  • Половые отличия (у девочек короче) –
    после 3 лет.

  • Голосовая щель узкая, мышцы легко
    утомляются.

  • Голосовые связки и слизистая нежные,
    рыхлые, обильно кровоснабжаются àу детей раннего возраста часты ларингиты,
    они могут сопровождаться крупом –
    стенозом гортани (затруднением дыхания
    на фоне отека подсвязочного пространства).

АФО трахеи

  • У н/р длина трахеи относительно больше
    – 4 см, в 15 лет – 7 см.

  • Относительно широкая, ее диаметр к
    15 годам увеличивается в 2 раза.

  • Содержит 15-20 хрящевых колец, число их
    постоянно.

  • Бифуркация трахеи выше, чем у взрослых
    (ThIIу детей
    раннего возраста,ThIII-IVу старших, с 12 лет -ThV-VI– важно
    знать для определения симптома
    Кораньи-Медовикова).

  • Стенки мягкие, легко сдавливаются
    окружающими увеличенными лифоузлами,
    опухолью – стенотические нарушения
    дыхания требуют исключения этой
    патологии.

  • Слизистая нежная, хорошо кровоснабжается,
    гипосекреция желез – трахеиты,
    ларинготрахеиты, трахеобронхиты с
    упорным сухим кашлем.

АФО бронхов

  • К рождению бронхи хорошо сформированы.
    Правый и левый бронхи делятся на долевые
    (справа 3, слева 2), затем на сегментарные
    (справа 10, слева 9).

  • Относительно широкие (с возрастом их
    диаметр увеличивается всего в 2-3
    раза)

  • Правый бронх у детей старше года
    является как бы продолжением трахеи,
    шире и короче àчаще
    правосторонние пневмонии, там же
    инородные тела (нижняя и средняя доли
    правого легкого).

  • Нежная слизистая, богата сосудами àотек, обструкция бронхов – у младенцев
    бронхиты чаще сопровождаются БОС.

  • Сегментарные бронхи делятся на
    терминальные бронхиолы, они на
    респираторные бронхиолы, которые
    переходят в альвеолы. Абсолютная узость
    бронхиол àчасты
    бронхиолиты, ателектазы.

  • Мышечно-эластические волокна развиты
    слабо. àЛегко развивается
    эмфизема.

  • Мерцательный реснитчатый эпителий:

    • мукоцилиарный клиренс – удаление
      слизи и инородных частиц снизу вверх
      – защита легких от попадания инфекции
      из ВДП

    • образование секреторного IgА (местная защита слизистой) – у
      младенцев снижены – риск инфекционных
      заболеваний средних и нижних ДП.

Читайте также:  Лошадей есть наследственная болезнь гортани

Легочная ткань

  • Правое легкое больше левого (справа
    3 доли и 10 сегментов, слева 2 доли и 9
    сегментов)

  • Сегмент – самостоятельная функциональная
    единица легкого (имеет свою артерию и
    нерв), верхушкой направлен к корню
    легкого

  • Корень состоит из крупных сосудов и
    бронхов, лимфатических желез

  • Ацинус (респираторные бронхиолы,
    альвеолярные ходы и альвеолы) – главная
    структурно-функциональная единица
    легкого, там происходит газообмен между
    воздухом и кровью

  • Размеры альвеол у н/р в 4 раза меньше
    альвеол взрослого. В первые 2 года
    образуются новые альвеолы. В 2 года
    легкое ребенка – копия взрослого в
    миниатюре, затем увеличиваются только
    размеры альвеол (заканчивается их рост
    к 8 годам) àпневмонии
    до 5 лет протекают более тяжело, могут
    стать причиной формирования хронических
    заболеваний легких.

  • Легкие растут непрерывно до 16 лет, но
    имеются периоды наиболее сильного
    роста: в 3 месяца и от 13 до 16 лет.

  • В 5-7 лет окончательное созревание
    структуры ацинуса – более доброкачественное
    течение пневмоний, после 7 лет –
    увеличение массы созревшей ткани
    легкого

  • Развитие отдельных долей легкого идет
    неравномерно: на 1 году жизни хуже
    развита верхняя доля левого легкого,
    а верхняя и средняя доли справа равны.
    Лишь к 2 годам соотношение размеров
    долей, как у взрослых

  • Плевра новорожденного ребенка содержит
    много клеточных элементов и мало
    эластических и соединительнотканных
    волокон вплоть до 2-2,5 лет. Строение
    плевры ребенка приближается к строению
    взрослого к 7 годам.

  • Наиболее часто пневмония локализуется

    • В нижней доле в 6 сегменте
      (базально-верхушечном). Он относительно
      изолирован, его бронх отходит выше
      других и идет под прямым углом прямо
      назад – хуже дренируется, особенно
      при длительном лежании.

    • Паравертебрально – в верхнезаднем
      (2-м) сегменте верхней доли и базально-заднем
      (10-м) сегменте нижней доли

  • Особое место – поражение средней доли
    (тяжелое течение пневмонии) – среднедолевые
    бронхи 4-5 сегмента легко сдавливаются
    бронхопульмональными лимфоузлами,
    реагирующими на восп.процесс в этой
    доле àателектаз, тяжелая дыхательная
    недостаточность

Закладка респираторного тракта

  • Начало – на 4 неделе, дифференциация
    – на 18 -20 неделе ВУР

  • Альвеолы покрыты эпителием, в состав
    которого входят альвеолоциты 2 видов
    (с 6 мес развития плода): 95% поверхности
    альвеол –АЦ 1 типа
    5% – АЦ 2 типа, их
    функция – образование сурфактанта,
    источник для АЦ 1 типа при их повреждении.

  • Сурфактант (препятствует спадению
    альвеол на выдохе) появляется у плода,
    массой не менее 500-1000г. Чем меньше
    гестационный возраст, тем больше
    дефицит сурфактанта и выше вероятность
    легочной патологии. У недоношенных,
    длительно находящихся на ИВЛ после
    рождения развивается бронхо-легочная
    дисплазия – тяжелое поражение легких
    с высоким риском БОС и хр.воспалительных
    процессов в дальнейшем

Дыхательный центр – в области дна
4-го желудочка мозга

  • Медуллярная часть – чередование вдоха
    и выдоха

  • Апноэтическая часть – вызывает
    длительный инспираторный спазм,
    недостаточна развита у недоношенных
    при рождении àбыстрое
    нарастание ЧД в первые минуты после
    рождения – респираторный дистресс-синдром
    с тяжелой ДН

  • Пневмотаксическая часть – тормозит
    действие предыдущей, созревает только
    к 1 году àаритмичность
    дыхания, возможны апноэ (особенно у
    недоношенных)

Поскольку у грудных детей в основном
диафрагмальное дыхание, то во время
вдоха должно преодолеваться сопротивление
внутренних органов, находящихся в
брюшной полости. Кроме того, при дыхании
приходится преодолевать упругость
легочной ткани, которая у новорожденных
еще велика и уменьшается с возрастом.
Приходится преодолевать также бронхиальное
сопротивление, которое у детей значительно
больше, чем у взрослых. А поэтому работа,
затрачиваемая на дыхание, у детей
значительно больше по сравнению со
взрослыми.

Дыхательная поверхность легких и
количество крови, протекающей через
легкие в единицу времени, у детей
относительно больше, чем у взрослых. В
связи с большим развитием капилляров
легких ребенка поверхность соприкосновения
крови с альвеолярным воздухом у детей
также относительно больше, чем у взрослых.
Все это способствует лучшему газообмену
в легких растущего организма, что
необходимо для обеспечения интенсивного
обмена веществ.

Частота дыхания, нормы

У ребенка до 3 мес. считать не меньше 1
мин. (может быть аритмия дыхания), у
более старших – в спокойном состоянии
или во сне за 20-30 сек.

    • Новорожденные – 40-60 в 1 мин.

    • До 1 года – 30-35

    • 5 лет – 25

    • 10 лет – 20

    • Старше 12 лет – 20-16

    • Взрослые – 12-18 (колебания ± 10%)

  • Соотношение между ЧД и ЧСС:

    • у здоровых детей до 1 года – на 1
      дыхание – 3 -3,5 сердцебиения

    • Старше года – 1:4

    • При пневмонии – 1:2, 1:3 (дыхание
      учащается в большей степени, чем пульс)

Типы дыхания

  • Диафрагмальный– до 6 месяцев

  • Грудобрюшной=смешанный– у детей
    раннего возраста (сначала больше
    экскурсия нижних отделов, затем – при
    переходе в вертикальное положение –
    и верхних)

  • Грудной – в 3-7 лет

  • С 8 до 14 лет у девочек грудной,у
    мальчиков формируется брюшнойтип
    дыхания

  • Физиологическая аритмия и апное могут
    быть в первые 3 месяца жизни(незрелость
    ДЦ)

  • Лишь у детей старше 7-10 летопределяют
    поля Кренига, верхнюю границу легких
    спереди и сзади (высота стояния верхушек
    легких) и экскурсию нижнего легочного
    края

  • Нижняя границазависит от возраста,
    у детей до10 лет нижняя граница правого
    легкого по средне-подмышечной и
    лопаточным линиям может быть выше
    аналогичных границ левого легкого,
    выравниваются с 10 лет

Афо гортани у детей

Аускультация легких у здоровых детей

  • У н/р и детей первых 3-6 месяцев –
    ослабленное везикулярное дыханиес некоторым преобладанием шума на вдохе

  • С 6 месяцев до 5 – 7 лет – пуэрильное
    дыхание
    =усиленноевезикулярное
    (весь вдох и весь выдох). Его причины:
    грудная клетка эластичная, малых
    размеров, более развита интерстициальная
    ткань, которая лучше проводит звук

  • С 7 летвезикулярное дыхание(весь вдох и часть выдоха, у старших
    выдох может не выслушиваться) –
    напоминает звук «Ф-ф»

  • Бронхиальное (трахеальное)
    дыхание -, слышны вдох и выдох, более
    продолжительный, чем вдох. Напоминает
    звук «Х». Выслушивается над гортанью,
    трахеей, рукояткой грудины, между
    лопатками доIII-IVгрудных позвонков.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник